Главные герои поэмы пушкина «полтава» и их характеристики

Главные герои поэмы Пушкина «Полтава» и их характеристики

Поэма «Полтава» – историческое произведение А.С. Пушкина, охватывающее время царствования Петра  1. Поэма рассказывает о предательстве гетмана Мазепы, который  ради собственного тщеславия переступил  через интересы Украины,   попрал святые узы любви и дружбы, готов был идти по трупам тех,  кто его любил и уважал.

Произведение это патриотическое, в 3-й песне слышится преклонение поэта перед Петром 1, перед героизмом русских  воинов.

Главные герои поэмы «Полтава»:

Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судья,  богатый пан, владевший табунами коней, садами,

За справедиливость и честность пользовался авторитетом у земляков. Счастливый отец, гордившийся красавицей дочерью. Старый пан задумал донести на Мазепу, чтобы отомстить за оскорбление.  Его донос был правдой. Мазепа действительно задумал предательство.  Кочубей человек мужественный.  Стойко принявший казнь.

Мария, дочь Кочубея, девица на выданье.  К ней сватаются самые завидные женихи Россиии и Украины, но она всем отказывает.  Причину отказа все поняли, когда она сбежала к Мазепе.

Мария была влюблена в старого гетмана. Мария своенравна и ревнива. Она не переживет, предательства своего старого любовника.

Узнав, что по указанию Мазепы, которого Мария так сильно любила, был казнен ее отец,  Мария сошла с ума.

Мать Марии и жена Кочубея. Смелая и отчаянная женщина, коли решилась придти в логово врага, чтобы повидать свою дочь и вымолить пощаду для мужа.

Гетман Мазепа. Мужчина в годах. Он стар. Он удручен годами. Крестный Марии.  Он хитер.  Он замыслил сговориться со шведским королем Карлом ХII.

А сам прикинулся больным и немощным, чтобы обмануть тех, кто не одобрял его действий. Мазепа злобный мстительный. Мечтает отомстить Петру за то, что тот когда-то в порыве гнева оттаскал его за усы.

Пушкин называет его изменником  русского царя.

Искра – полтавский полковник, соратник Кочубея, бесстрашный воин.  Был казнен вместе с Кочубеем, но также не склонил головы перед предателем.

Казак, влюбленный в Марию и страшно ревновавший к Мазепе. Пушкин не указывает имя этого казака, вероятно желая подчеркнуть, что это – тайный поклонник Марии.

   Этот казак и стал тайным орудием  Кочубея. Но, судя по всему, ему не удалось довезти до Петра письмо о предательстве Мазепы.  Этот казак пытался отомстить Мазепе за Марию и ее отца, но был убит.

Умирая, он повторял имя любимой.

 Филипп Орлик, генеральный писарь  – правая рука Гетмана, жестокий и жадный.

Карл ХII — молодой шведский король,  мальчик бойкой и отважный. Проиграв Петру Полтавсвую битву, он позорно бежал с поля боя, бросив своих полководцев и солдат.  Вместе с ним сбежал с Украины и Мазепа.

Петр 1 – император Всея Руси, по словам Мазепы – самодержавный великан.

Поэма заканчивается победой Петра и бегством его врагов. Отрицательные герои наказаны (пусть и не по заслугам). Кочубей и Искра похоронены согласно православному обряду. Имя предателя Мазепы предано анафеме.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/glavnye-geroi-poemy-poltava.html

«Полтава» Пушкин главные герои

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.

Главные герои «Полтава» Пушкин

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
  • Любовь — жена Кочубея
  • Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — российский царь
  • Карл XII — шведский король

Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?

В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

Характеристика главных героев «Полтава»

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К.

приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К.

Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести.

«Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать.

Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».

Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи.

И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К.

По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К.

, в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.

Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М.

медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М.

, сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти.

И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра.

Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М.

с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик».

В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе.

Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена».

И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое.

Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М.

— крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства.

Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М.

тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения.

Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М.

ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е.

в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М.

в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме.

Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра».

Читайте также:  Сон татьяны лариной в романе "евгений онегин": краткое содержание и анализ

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д.

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея.

Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

— это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.

Источник: http://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/

Жанр и особенности жанра поэмы Полтава Пушкина

Первый опыт написания исторической поэмы от автора представлен в виде трех песен, состоящих из:

  1. лирической части (сватовство и бегство Марии)
  2. описаний событий, которые предшествовали битве
  3. описание битвы

Поэма не смогла избежать критики, которая была направлена на взгляды самого автора по отношению к образам Петра 1 и Мазепы. Творение, также, повествует о семейных взаимоотношениях гетмана Мазепы и Кочубея. Все личности в данной поэме очень самостоятельны. Характер каждого героя и их индивидуальные качества можно раскрыть для себя во время самого Полтавского сражения.

Для выражения своего отношения к главным героям, Пушкин использует соответствующие эпитеты. Мария — «пугливая» и «молодая», Мазепа — «угрюмый» и «злой», Кочубей — «богатый» и «гордый».

Петр 1 – олицетворение царя, который в первую очередь, заботиться о своем народе, энергичный и уверенный в собственных силах, и своей победе.

Мазепа – одинокий эгоист, которого автор презирает и старается возвеличить царя, путем сравнения этих двух героев. Украинский гетман волнуется исключительно о себе. Император – о народе.

Своеобразным антиподом царя, выступает — Карл XII, нерешительный полководец.

Пушкин описывает все происходящее, в качестве стороннего наблюдателя, но в то же время, у автора очень хорошо получается донести глубину чувств и всю психологию героев. Он одновременно – сторонник всех действий, и – собеседник.

В поэме отражены все детали Полтавской битвы. Описаны отношения между главными героями, сильными личностями, их сражение, что придает произведению эмоциональность и восторг.

В основу творения заложена победа в Полтавской битве, которая изменила очень многое. Несмотря на предательство и обман против России, враг потерпел неудачу.

Столкновения, описанные между героями поэмы, отражают сражение добра со злом, предательства и благородства. Кульминация наступает в заключительной части, так же, как и полное раскрытие характеров героев.

Также, можно обнаружить и романтическую линию, что придает поэме оживление.

Поэма написана очень эмоционально и включает в себя отношение самого автора к своим героям, тем самым Пушкин не стремится скрыть свои личные патриотические чувства.

Также читают:

← История создания произведения Портрет ← Жанр произведения Евгений Онегин↑ ПушкинИстория создания романа Капитанская дочка → Анализ романа Евгений Онегин →

  • Сочинение на тему Гениальность рассуждениеГениальность, как правило, ассоциируется с великими деятелями науки и искусства, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Исаак Ньютон, Франц Петер Шуберт, Имре Кальман, Г. М. Фихтенгольц и другими известными людьми, чьи творения
  • Сочинение по рассказу Чехова О любви рассуждениеАнтон Павлович Чехов всегда погружал читателей в проблемы обычных людей. Рассказывал об их страданиях и переживания. Так сказать, рассматривал жизнь „маленького” человека без высших чинов.
  • Личность и государство в творчестве ПушкинаПроблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.
  • Анализ рассказа Шукшина ОбидаРассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.
  • Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/zhanr-i-osobennosti-zhanra-poehmy-poltava

История создания «Полтавы» Пушкина, главные герои

Поэма «Полтава» написана Пушкиным в 1828 г. Пушкин был хорошо подготовлен к изображению событий на Украине, совпавших с царствованием в России Петра I.

Личность Петра глубоко интересовала поэта и всего за год до работы над «Полтавой» нашла отражение в его «Арапе Петра Великого» и «Стансах». Интерес к теме был понятен ещё и потому, что Украина начала XVIII в.

давала такие же яркие, сильные характеры, как и Русь начала XVII в., изображённая поэтом в трагедии «Борис Годунов».

Пушкин воспользовался историческими работами о личности и эпохе Петра I (Вольтера, Бантыш-Каменского, князя Щербатова, Голикова и др.). Они помогли поэту дать правильное освещение исторических событий.

Но в биографию героини поэмы Пушкин внёс некоторый вымысел: он заменил имя Матрёна (дочь Кочубея) более романтическим именем Мария и устранил некоторые другие факты из её жизни (замужество и удаление в монастырь).

Поэтический замысел, стоявший перед поэтом, привёл к упрощению и изменению отдельных исторических фактов (например, допрос Кочубея у него ведёт Орлик, а не министры Шафиров и Головкин, как было на самом деле).

Но все важнейшие события, связанные с борьбой Карла XII и Мазепы с Петром I, освещены в точном соответствии с историческими источниками. Это дало право Пушкину сказать в своих «Критических заметках»: «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, и речи его объясняют его исторический характер».

Сам Пушкин говорит, что мысль написать эту поэму внушило ему прочитанное им в одной современной поэме (в «Думах» Рылеева) известие о несчастной любви дочери Кочубея к Мазепе. Таким образом, по первоначальному плану, этот романический эпизод должен был стоять в центре действия — вот почему поэма и начинается с изображения характера Марии.

Но, начавши с этой частной завязки, Пушкин не остановился на ней и значительно расширил рамки своего сюжета, придавши ему более общий интерес внесением в повествование исторического элемента, поэтому на ряду с Мазепой выдающееся место занял в поэме Пётр Великий и вся поэма получила название «Полтава», а частный, любовный эпизод отступил на второй план перед изображением великого исторического события.

Поэт-гражданин, с напряжённым интересом наблюдавший развитие современной ему политической жизни и много размышлявший над историческим прошлым своей страны, Пушкин не мог ограничиться только психологической темой, тем более что герой поэмы не был простым человеком. Поэт подошёл к обрисовке Мазепы как исторического деятеля, не только раздвинув тем самым рамки поэмы, но и превратив её в поэму политическую.

В связи с этим изменением замысла в поэму вошла тема родины в один из ответственнейших моментов её истории. Центральным событием, изображённым в поэме, стала Полтавская битва 1709 года, а основным героем — Пётр I.

Это перенесение центра тяжести с личных переживаний на исторические события вызвало и замену первоначального названия поэмы новым — «Полтава», и превращение произведения из психологической поэмы-новеллы в поэму героическую, то есть стихотворную повесть об исторических событиях, имеющих важное значение для страны и народа.

Основной темой произведения стала тема народного и антинародного исторического деятеля, а основными образами — Пётр I, Мазепа и Карл XII. Такова, вкратце, история создания «Полтавы».

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: «Грамотей», 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/istorija_sozdanija_poltavy_pushkina_glavnye_geroi/53-1-0-262

Характеристика Мазепы в поэме «Полтава» | Инфошкола

Образ Мазепы — образ романтический. «Какой отвратительный предмет, — отзывался Пушкин о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного
чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»

Сложился этот образ под влиянием «Дум» Рылеева и биографического очерка Корниловича. Общая характеристика Мазепы — это характеристика мелодраматического злодея: «он не ведает святыни, он не помнит благостыни, он не любит ничего, кровь готов он лить, как воду, презирает он свободу, нет отчизны для него».

Но эта общая характеристика, взятая, так сказать, на веру, с чужих слов, в изображении реального Мазепы, в изображении его чувств, дум и действий не выдержана: поэт, привыкший находить симпатичные черты даже в преступных героях (Пугачёв, скупой рыцарь), — нашел их и в Мазепы.

Мазепа беззастенчиво лжив, способен подделываться под чужое настроение.

По поводу доноса Кочубея он так искусно умел притвориться верноподданным, что Петр выдал ему доносчика; перед появлением Карла в Украине Мазепа притворился больным; не остановился даже перед святотатственным поруганием таинства: пособоровался. Он жесток: он казнил отца девушки, отдавшей ему всё. Он мелко-мстителен: народный бунт он затеял, чтобы отомстить Петру за личную обиду.

Но он любит Марию, так любит, что открывает тайный план измены Петру. Он мучится, зная, какое горе причинил любимой девушке казнью её отца, мучится, что неосмотрительно связал с ней свою судьбу:

Ах, вижу я: кому судьбою Волненья жизни суждены, Тот стой один перед грозою, Не призывай к себе жены. В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

Когда Мария исчезла, «сидел он, не смыкая очи, нездешней мукою томим». Он отважен. Его смелый план не был верным расчетом он знал, что его может ждать трон, но может и плаха. Он умён.

При первых же шагах Карла на юге Мазепа понял громадную разницу между Карлом и «самодержавным великаном». Карл — это мальчик, бойкий и отважный. Он может с успехом разыграть два-три сражения.

Но у него нет настойчивости и расчётливости.

В 1825 году на свет появилась поэма Рылеева «Войнаровский». Войнаровский был сыном родной сестры Мазепы, разделивший с ним свое участие в измене Петру и пребывание после Полтавской битвы в Бендерах. После смерти Мазепы, он вернулся на родину, был схвачен и сослан на берега Лены, где и умер.

Этот Войнаровский, рассказывая академику Миллеру свою судьбу, говорит о бреде Мазепы во время болезни:

То, трепеща и цепенея, Он часто зрел в глухую ночь Жену страдальца Кочубея

И обольщённую их дочь.

Личность Мазепы, очень слабо очерченная в поэме «Войнаровокий», заинтересовала Пушкина, так же как любовь Марии к Мазепе, и он решил пополнить недостаток «Воинаровского» — изобразить характер Мазепы в связи с его любовью; и надо сказать, что Пушкин прекрасно справился со своей задачей: Мазепа изображён в высшей степени художественно и почти согласно с историей.

Мазепа — натура талантливая и умная, но, к сожалению, его душевные силы были направлены преимущественно на зло. Он был необыкновенно злопамятен, и эта черта его характера является даже, по Пушкину, главной причиной измены его Петру; говоря Орлику, что он не может при мириться с Петром, так как последний оскорбил его, схватив его во время пира под Азовом за усы, Мазепа прибавляет:

Тогда, смирясь в бессильном гневе, Отмстить себе я клятву дал; Носил ее — как мать во чреве

Читайте также:  Описание пугачева в повести пушкина "капитанская дочка"

Младенца носит. Срок настал.

В действительности известно, что побудительной причиной измены было корыстолюбие и властолюбие Мазепы: как первое, так и второе в характеристике Мазепы Пушкиным отсутствуют; слабый намек на корыстолюбие гетмана можно видеть в приказании его вынудить у
Кочубея признание, где скрыт его клад, хотя этот клад, по словам Орлика, должен был поступить в войсковую казну. Такой же намёк на властолюбие можно видеть в словах:

.. далеко преступны виды
Старик надменный простирал.

Особенно же в характере Мазепы выделяются хитрость и коварство. Он умел незаметно раздувать и без того горевшую в легкомысленных
сердцах ненависть к Петру и России, умел обмануть великого царя и, будучи ласкаем им, в то же время вел переговоры с его врагами, оценивая его голову.

Он коварно погубил несчастного Кочубея, своего прежнего друга, прибавив к позору обесчещенной дочери ещё позор пытки и
публичной казни её отца. Для него не было ничего святого: его не сдерживала ни присяга, ни любовь к женщине, ни любовь к родине — всё он приносил в жертву своему чудовищному эгоизму.

Любя Марию, он заставляет её ответить на вопрос, кто ей дороже — отец или он, чтобы не потерять её любви.

Не довольствуясь тем, что, благодаря доверчивости Петра, он не понес вреда от доноса Кочубея, Мазепа не удовлетворяется хотя бы его пожизненным заключением, но свирепо требует казни своего старого друга, отца любимой женщины, и присутствует на ней.

Но в человеке не может быть одних только дурных черт характера: всегда найдется и что-нибудь хорошее.

Вот и в Мазепе Пушкин, как
изобразитель всего прекрасного, открыл и вызвал к жизни симпатичные черты, уничтожающие его сходство с ложноклассическим злодеем.

К таким чертам относится, прежде всего, ум Мазепы: он хорошо понял Карла XII после ближайшего знакомства с ним, понял, что ему не под силу бороться с гениальным Петром.

Мазепа отличается вместе с тем чрезвычайной энергией и самообладанием; эти качества не покидают его и тогда, когда душа его жестоко
страдает после бегства Марии. Переживая муки погибшей любви, он в то же время не оставляет своих замыслов и энергично борется с Петром.

Любовь Мазепы к Марии была глубока и искренна; предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, он терзался угрызениями совести и сострадал увлечённой им девушке. Всё это заставляет думать, что в Мазепе человек ещё не заснул
окончательно.

Несмотря на некоторые отступления от исторической действительности, допущенные в изображении характера Мазепы, Пушкин очень
верно воспроизвел его натуру, и с некоторой оговоркой можно сказать, что и в «Полтаве» Мазепа является личностью исторической.

Широко и многосторонне изображен характер Мазепы в поэме «Полтава». Это человек, прежде всего, властолюбивый и мстительный: … ни единой он обиды,

С тех пор как жив, не забывал …

Он не может забыть пира под Азовом, где царь за смелое слово ухватил его за усы; смирившись тогда в бессильном гневе, он годы
носит в себе мысль о мщение, и очутившись, наконец, в стане Карла, утешает себя преувеличенными мечтами, что он послан Петру в наказанье, что он «тёрн В листах его венца», и что царь отдал бы за прежнюю власть над ним «грады родовые и жизни лучшие часы».

Точно так же беспощаден Мазепа в мщении Кочубею. Месть и страстное желание быть королем Украины побуждают его на измену. Он хитер и коварен, и для достижения своих целей не выбирает средств и ни перед чем не остановится.

Посредством лживой доверчивости вкрадывается он в чужую душу, умея подстроиться к любому человеку. Он умел обмануть и Петра в своем льстивом письме. Доверчивый вследствие своего великодушия, царь поддался обману. Но сам Мазепа остается для всех непроницаемым:

Кто снидет в глубину морскую, Покрытую недвижно льдом? Кто испытующим умом Проникнет бездну роковую

Души коварной?

И немногим только известно, говорит поэт, что для него нет нравственного удержу,

Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

Но чуткий взор великого поэта подметил, что в падшей, злобной душе Маэепы ещё сохранились некоторые следы добра и поэзии, не совершенно заглушённые эгоизмом, и он выводит эти черты из сокровенной глубины души своего героя, открывает то, что, может быть, неизвестно было самому гетману, и становится понятным, как такого злодея могла полюбить Мария, почему он усыпил её совесть своими

«тихими речами», заворожил её своими «чудными очами».

Мазепа не только хитер, но и умен: могучий ум его проявляется особенно ярко в его суждениях о Карле и Петре в ночь перед Полтавским боем в шведском стане.

Карл представляется Мазепе «бойким и отважным» мальчиком в сравнении с Петром, этим «самодержавным
великаном»: гетман заранее знает исход борьбы и удивляется только своей ошибке в Карле.

Блестящий ум Мазепы, разумеется, проявлялся всегда и прежде и был известен Марии.

Не могло укрыться от неё и чувство Мазепы. Он искренно, сильно и глубоко любит Марию. Об этом свидетельствуют многие эпизоды поэмы, особенно же два из них: в чудесной драматической форме изложенная беседа гетмана с дочерью Кочубея и одинокие размышления его пред ложем спящей Марии в её светлице. Бледный и взволнованный, Мазепа с замиранием сердца ждет ответа любимой женщины на свой

вопрос: кто для неё дороже — он или отец? И с сердечным сокрушением приходит он к осознанию, что напрасно связал свою судьбу с её судьбою:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Он глубоко сострадает Марии и мучится тем, что за её жертвы,
принесённые ему, готовит ей удар.

Чувства любви и сострадания так взволновали душу Мазепы, что пробудили в ней угрызения совести. Он идет из светлицы в сад но чудная красота ночи не отраду, а муку вносит в его сердце. Здесь, в дивной картине природы, поэт изображает муки преступной совести.

К остаткам светлых черт в душе Мазепы следует отнести и его энергию, его самообладание, тоже сказывающееся всюду: томимый «нездешнею мукой», после того, как убежала Мария, он, однако, ничего не упускает из виду, и глубокая печаль души не мешает ему «стремиться дерзновенно вдаль».

Таковы стороны характера Мазепы, которые дают возможность понять увлечение Марии.

Но зло в душе Мазепы преобладает над добром: его энергия направлена на преступные замыслы: его любовь к дочери Кочубея не мешает ему губить Кочубея; а совесть он умеет подавить в себе: в минуту её проснувшихся угрызений он слышит стон пытаемого Кочубея; на этот стон Мазепа отвечает криком, но это не вопль душевной боли, а крик торжества, крик победы над подавленной в этот момент своею совестью.

Тёмная сторона души Мазепы была неизвестна Марии, когда она бежала к нему из отцовского дома.

Гетман знал это и умел искусно
скрывать от неё свои истинные душевные побуждения: он открывает Марии свой замысел против Петра, но представляет его не делом мести и властолюбия, а патриотическим подвигом. И Мария очарована.

Мазепа представляется ей не злобным эгоистом, а героем, освободителем угнетённой родины, и в восторге увлечения она говорить ему:

Твоим сединам так пристанет
Корона царская!

Когда обманутая Мария узнаёт истину, она сходит с ума. Образ Мазепы раздвоился в её сознании: она любила героя, великодушного и любящего человека, а теперь перед нею оказался злодей, и сознание её помутилось. Поэт образно выразил это в прекрасной сцене появления сумасшедшей Марии перед гетманом во время его бегства после Полтавского боя.

Мазепа представляет собой личность талантливую и энергичную, но свои душевные силы он направляет на дурные поступки. Мазепа в высшей степени злопамятен.

В поэме эта черта служит главной причиной измены Мазепы.

Последний открыто заявляет Орлику, что ему трудно примириться с Петром, который когда-то нанёс ему кровную обиду, а именно во время пира под Азовом схватил его за усы. Вот слова Мазепы:

«Тогда, смирясь в бессильном гневе, Носил ее — как мать во чреве
Отмстить себе я клятву дал, Младенца носит. Срок настал.

В то же время Мазепа корыстолюбив и властолюбив: он хочет достигнуть трона и освободить Малороссию от власти московского царя.

Мазепа приказывает Орлику вынудить у Кочубея признание, где скрыт его клад.

Во имя крайнего властолюбия Мазепа готов вовлечь родную страну во все ужасы междоусобной войны, изменяет присяге и обманывает Петра.

В характере Мазепы ясно видны хитрость и коварство.

В легкомысленных сердцах многих подданных горела ненависть к Петру и России, и Мазепа с помощью клевретов тайно действовал таким образом, что ненависть эта увеличивалась день ото дня и принимала все большие размеры.

Ему легко удалось обмануть государя; несмотря на то что Мазепа пользовался доверием и расположением Петра, этот человек
ведет переговоры с врагами государя, оценивая его голову.

Самым коварным образом губит он своего друга Кочубея, не боясь к позору обесчещенной дочери прибавить позор страшных пыток и публичной казни без отца. Его эгоизм доходит до крайних пределов.

Так, любя Марию, правда, искренно и нежно, он задает ей вопрос, кто ей дороже, отец или он. Этим он желает убедиться, насколько она любит его и предана ему.

Когда донос Кочубея не имел успеха, и Мазепа предаёт последнего смертной казни, он решается сам присутствовать на казни своего старого друга, отца любимой им женщины — до такой степени Мазепа кровожаден.

Несмотря на такую мрачную обрисовку Мазепы, последний не является исключительным злодеем; у Мазепы следы добра ещё не совсем заглушены эгоизмом. К привлекательным чертам Мазепы следует отнести его ум. Когда Мазепа ближе познакомился с Карлом ХII, то понял, что ему трудно будет бороться с гениальным Петром.

Мазепа высказывает это Орлику накануне Полтавской битвы. Вот что говорится об этом факте в поэме:

Нет, вижу я, нет, Орлик мой, Поторопились мы некстати: Расчет и дерзкий, и плохой, И в нем не будет благодати. Пропала, видно, цель моя. Что делать? дал я промах важный: Ошибся в этом Карле я.

Он мальчик бойкий и отважный; Два-три сраженья разыграть, Конечно, может он с успехом, К врагу на ужин прискакать, Ответствовать на бомбу смехом; Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану; Свалить, как нынче, казака И обменять на рану рану; Но не ему вести борьбу С самодержавным великаном

Мазепа в то же время слишком энергичен и отличается самообладанием. Эти качества не покидают его и в то время, когда он жестоко
борется и душевно страдает после бегства Марии. Переживая страшные мучения погибшей любви, Мазепа, однако, не оставляет своих тайных замыслов и энергично борется с Петром.

По отношению к Марии он был искренен и горячо её любил. Предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, Мазепа терзается угрызениями совести и выражает сожаление и сострадание к увлечённой им девушке. Во имя спокойствия Марии он открывает ей
все свои планы и замыслы.

Самое осуждение Кочубея стоило Мазепе больших сомнений и мук. Об этом свидетельствуют следующие слова из поэмы. Когда Мазепа,
волнуемый «мрачными мечтами», вышел освежиться в сад, он услышат какой-то звук —

Иль плач совы, иль зверя вой, Иль льпкп стон, иль звук иной — Но только своего волнения

Преодолеть не мог старик

и на протяжный слабый крик Другим ответствовал — тем криком, Которым он В веселье диком

Поля сраженья оглашал …

Наконец, в последней сцене поэмы через помутнённое сознание Марии поэт образно выразил сущность Мазепы.

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-mazepy-v-poeme-poltava/

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина

Пушкин всегда интересовался русской историей, которую он внимательно изучал, зачастую проводя параллели между историческими событиями и современностью.

Образ Петра Первого не раз появляется на страницах пушкинских произведений, таких как поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого», стихотворение «Стансы».

Сейчас вы сделаем анализ поэмы «Полтава» Пушкина, обратив внимание на ключевые детали написания и замысел автора. На нашем сайте вы найдете также краткое содержание поэмы «Полтава».

Историческая основа поэмы «Полтава» Пушкина

Начнем мы анализ поэмы «Полтава» с ее предназначения: поэму Пушкин посвятил ключевому событию Северной войны (1700 – 1721) – произошедшей в 1709 году Полтавской битве между русским войском под началом Петра Первого и шведской армией под командованием Карла XII.

Битва началась в 3 часа утра. Вначале перевес был на стороне шведов, но артиллерия под руководством Меньшикова смогла исправить ситуацию. После временного затишья начались новые атаки.

Читайте также:  "цыганы": читать поэму а.с. пушкина

Незадолго до решающего момента царь обратился к солдатам со знаменитой речью, в  которой сказал им, что они сражаются не за Петра, а за Отечество, «за род свой, за народ всероссийский».

Он сам возглавил войско, пули прострелили шляпу и седло царя. К 11 часам утра сражение было выиграно.

Победа над «непобедимой» шведской армией обозначила перелом во всём ходе войны и поставила Россию в ряды сильных военных держав. Без рассмотрения этих фактов анализ поэмы «Полтава» был бы неполным. Более подробно читайте о событиях, описанных Пушкиным, в кратком содержании «Полтава». Теперь обратимся к образу Петра Первого.

Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина

Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства.

Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой.

Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско.

Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:

… Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».

Важные детали и выводы при анализе поэмы «Полтава»

Петру в поэме «Полтава» противопоставлен шведский король Карл XII. Обычно отмечают приём контраста, использованный Пушкиным при изображении двух полководцев. Раненый Карл явился на поле боя «несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим».

Его медлительные движения противопоставлены одухотворённой решимости Петра. Тем не менее Пушкин не умаляет достоинства противника. Карл назван «героем», войско послушно каждому ему движению: неслучайно «слабым манием руки на русских двинул он полки».

Примечательно, что после победы Петр угощает в своём шатре не только «своих вождей» (полководцев и соратников), но и «вождей чужих» (генералов шведской армии). Такой поступок говорит о великодушии, душевной щедрости и истинном могуществе царя. Ведь только по-настоящему сильный человек способен уважительно относиться к побеждённому противнику.

Анализируя эпилог поэмы «Полтава», можно увидеть, что Пушкин ещё раз подчёркивает важную для него мысль: справедливость и важность деяний Петра Первого проверена временем, он остался в народной памяти как герой. Победы Петра стали «огромным памятником», воздвигнутым им не ради собственной славы, а во славу России.

Надеемся, что представленный выше анализ поэмы «Полтава» Пушкина оказался полезным для вас, и эту информацию вы сможете учесть, когда будете читать произведение или краткое содержание поэмы «Полтава». Наш литературный блог создан с целью собрать анализы известных произведений и характеристики персонажей. Посетите его. Читайте также по теме:

  • Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
  • Биография Александра Пушкина

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-poltava-pushkina

Герои произведения пушкина полтава

Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы.

Его произведение «Полтава» — это один из самых интересных и противоречивых образцов классического лироэпического жанра – поэмы.

Удивительно, но это творение Пушкина не было принято его современниками, и даже нынешние критики продолжают вести жаркие споры относительно истинных взглядов писателя на личность Петра I и Мазепы.

История создания

Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г.

В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины.

В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.

Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.

Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.

Анализ. Сюжетная линия

Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:

  • В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
  • Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
  • Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.

Главные герои

Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими.

Мазепа выступает злодеем и изменником, а Петр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным.

Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:

  • Петр I. Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Петр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.
  • Мазепа. Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте. Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы. Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.
  • Мария Кочубей. Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах. Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини. Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине. Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям. Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.
  • Кочубей. Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого. Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.
  • Карл XII — король Швеции. Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.

Заключение

Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии.

Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов.

Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

Источник: http://rus-poetry.ru/geroi-proizvedeniya-pushkina-poltava/

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

В этой поэме, написанной в 1828 году, разрабатывается волновавшая в то время А.С.Пушкина государственная тема, вопрос об исторической судьбе русского государства.

По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой.

Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики. «Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, — писал Пушкин в одной статье, — та, в которой все почти оригинально…

«Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» — не имела успеха…»

Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не свя­занные между собой темы.

Первая тема — судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борь­бе с сильнейшими противниками.

Эта тема (борьба непо­бедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812—1815 годов — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг».

Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.

…Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

Центральным эпизодом этой темы является Полтав­ский бой, центральным героем ее — Петр I.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушки­ным, как государственным мыслителем, — тема многона­ционального русского государства, вопрос об историчес­кой закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.

В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за осво­бождение родины, а как коварного властолюбца, презира­ющего и свободу, и родину.

Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размыш­лениями о государстве, восхвалением его мощи и не поду­мал бы о судьбе отдельной личности, частного человека. Третья тема «Полтавы» — судьба человека, далекого от участия в политических событиях его времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории.

Мария — сильная и страстная женщина. Она преодо­левает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе личное счастье…

Но неожиданные для нее грандиозные и страшные исторические события становятся причиной ее гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведе­нию.

«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня», — писал Пушкин в одной заметке.

Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему содержанию, Пушкин написал ее несколько приподнятым стилем, напоминающим стиль украинских народных песен — «дум».

Таково начало поэмы («Богат и славен Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» — и далее), монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как вставная песня, стихи «Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?» и другие.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/445-poema-as-pushkina-poltava.html

Ссылка на основную публикацию