Образ автора в романе а.с. пушкина «евгений онегин»

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.

В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях.

Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу.

Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой».

Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».

В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка».

Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная.

Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».

Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.

Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам».

Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах.

Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.

На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.

Так, по воспоминаниям и суждениям, отношению к героям и явлениям и создаётся образ автора – ироничного, наблюдательного и вдумчивого. Образ, через который передано отношение в миру современников А.С.Пушкина и самого писателя.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — произведение лиро-эпическое, в котором на ряду с эпическими образами проходит широкая волна лиризма. Роман весь пронизан лирическими отступлениями, авторскими репликами и оценками. Функциональная роль их заключается:

1) в развертывании образа автора, который реализуется, персонифицируется в них и противопоставляется основным образам, раскрываемым в сюжете;

2) в расширении сюжета путем выведения читателя часто за рамки этого сюжета, обогащения содержания романа введением чрезвычайно разнообразного материала, бытового, биографического, пейзажного и т. д., не связанного непосредственно с сюжетом;

3) в построении образов путем дополнения их сложного психоло гического облика внесением в действие непосредственной оценки ге роев и событий.

В «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстраст ный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий уча стник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.
С первой главы автор выступает наряду с главным героем:

Онегин, добрый мой приятель.Родился на брегах Невы… .

Пушкин подчеркивает свою близость, родственность к изображаемой им среде, ее жизни, быту, близость к своим героям, их поведению, взглядам, психике. Эта близость особенно четко ощущается по отношению к Онегину. Повествование о столичной жизни Онегина все время перебивается авторскими ремарками:

Во дни веселий и желанийЯ был от балов без ума..Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Период разочарования Онегина в светской жизни, стремление к уединению рисуется Пушкиным как период сближения его с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
С ним подружился я в то время.

Но, несмотря на эту близость, образ автора и образ Онегина идут параллельно, не сливаясь, и воспринимаются в их качественном отли чии; и даже если бы Пушкин и не стремился заметить «разность между Онегиным и мной» (как это он делает в VI строфе главы I), отождествлять эти образы нет никаких оснований.
Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, — огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость…

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он — порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер — характер наиболее полноценный и богатый.

Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

В образе автора виден характер, осуще ствляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художе ственном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной…Благослави мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора.

Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть.

Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.
В будущем автор видит возможность другой жизни, ничтожность настоящего не исключает надежды на лучшее будущее:

Покамест упивайтесь ею,

Сей легкой жизнию, друзья!

В образе автора Пушкиным дается и жизнеутверждение и жизне способность, и в силу этого «Евгений Онегин» в целом, несмотря на трагическую судьбу героев, несмотря на тупик, к которому приводит ло гика характеров и жизни, — не пессимистическое произведение.

Поиски новых путей исторического развития дворянства в некото рой степени могут быть определены и в «Евгении Онегине», поскольку «настоящее» дворянства Пушкин показывает как пройденный этап, подводя ему итоги в романе

Источник: http://biblioman.org/compositions/pushkin/evgeny-onegin/obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgeny-onegin

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо­лотого века.

Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере­жить и изгнание, и одиночество, и поте­рю друзей, и горечь гибели лучших лю­дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе­чатление, что главный герой произве­дения все же не Онегин, а сам Пушкин.

Он присутствует везде: и на балу, и в те­атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости­ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа­даев, Вяземский, Якушкин.

Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест­ных замет».

С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге­нии «добрый мой приятель». Автор о се­бе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали  оба,

Томила жизнь  обоих нас,

В  обоих сердцах жар угас…

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо­вольство собой.

Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо­лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите­ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами».

Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему­дрено блеснуть».

Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би­лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез­но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на­слаждаться красотой природы.

Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на­пример, театр. Для Пушкина петер­бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке.

Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви­дом «отворотился и зевнул».

Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос­тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво­рянству:

Несносно  видеть  пред  собою

Одних обедов длинный ряд,

На жизнь смотреть как на обряд,

И вслед за  чинною толпою

Идти,  не разделяя с ней

Ни общих мнений,   ни страстей…

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе­тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо­да? Он томится и с ней, и без нее, он не­счастлив, потому что не умеет жить пол­ной жизнью.

Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур­ной борьбы, настроения общества и ли­тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур­ной жизни России начала девятнадца­того века. Размышляя о смысле челове­ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го­речью говорит: Но  грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана, Что  изменяли   ей всечасно, Что обманула нас она.

Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли­рических отступлениях Пушкин ирони­чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев­не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека­бристом, и в этом высоком предназна­чении отразились симпатии автора к своему герою.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_avtora_v_romane_Evgenii_Onegin

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего.

Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно.

Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

    О, вы, почтенные супруги!

    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.

    Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

    Я думал уж о форме плана

    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу,
    Пересмотрел все это строго:
    Противоречий очень много,
    Но их исправить не хочу,
    Цензуре долг свой заплачу…

    Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

Читайте также:  Главные герои романа пушкина "евгений онегин", их описания и характеристики

    В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

    Условий света свергнув бремя,

    Как он, устав от суеты,
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    И дальше поэт продолжает:
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.

    Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

    Цветы, любовь, деревня, праздность.

    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.

    Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

    В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» — о молодости и старости — дано в восьмой главе романа:

    Блажен, кто смолоду был молод,

    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть сумел.

    В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

    Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

    В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

    В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

    Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

    И здесь героя моего,

    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.

    Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6023-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgenij-onegin

Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Коллекция сочинений: Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин — не только повествователь, сочини­тель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям необыкновенную до­стоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реален образ его автора.

Автор как персонаж придает роману необыкновенный ли­ризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий.

Автор — живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами.

Неожиданность вторжения автора в события романа органичная, творчески оправ — данная: не нарушая ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание собы­тий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.

Присутствие образа автора мы замечаем с самого начала романа, например, поэт подчеркивает типич­ность полученного Онегиным образования, более того, включает в эту социальную среду и себя:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Пушкин всячески отстаивает свою, независимую от главного героя оценку событий, жизненных ценностей, противопоставляя пресыщению Онегина театром вос­хищение им, называя театр «волшебным краем», хо­лодному отношению Онегина к балам — свое востор­женное отношение к ним: «Люблю я бешеную мла­дость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд…» Настроение поэта в начале романа игривое, ветреное, переменчивое. Он поклоняется женским ножкам, уподобляясь Онегину и всему пустому аристо­кратическому обществу, изучившему «науку страсти нежной», воздавая дань юношеским забавам:

Люблю ее, мой друг Элъвина,

Под длинной скатертью столов,

Весной на мураве лугов,

Зимой на чугуне камина,

На зеркальном паркете зал,

У моря на граните скал.

Автор здесь легкомысленный, вполне в духе «света пустого», типичный завсегдатай столичных балов. Но сразу же следует опровержение: да, он не идеаль­ный, издержки воспитания, среды, образа жизни петер­бургской аристократии и на него наложили отпечаток. И все же автор достаточно сложный, неоднозначный, он вмещает в себе наряду со светской бесцеремонностью глубину и утонченность чувств:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Пошловатое, игриво-легкомысленное «ножки» сме­нилось мучительно-восторженным, окрашенным легкой грустью несбывшихся надежд «милые ноги».

Это дале­ко не та наигранная страсть, вынуждавшая «являться гордым и послушным, внимательным иль равнодуш­ным», а искреннее, глубокое чувство.

Чтобы осветить его, понадобились грозовые молнии, а не свечи бально­го зала, и под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.

Поэт гораздо выше слабостей, поверхностных увле­чений, внутренний мир его богат, многообразен. Пре­одолев привлекательность аристократической среды, автор поднялся над ней, освободившись от пошлости, пустоты и однообразия светского образа жизни, и на этой почве сошелся с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время…

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердцах жар угас…

Однако Пушкин неоднократно подчеркивает, что отождествлять его с Онегиным неуместно: правда, кри­тическое восприятие действительности, протест против пошлости, бездуховности, поиск общественных идеа­лов, стремление реализовать себя, чтобы не «глядеть на жизнь, как на обряд» очень сближает автора и Оне­гина.

Автор шире, восприимчивее Онегина, он находит источник радости в том, его ироничный Евгений может даже не заметить. У Онегина отсутствует поэтическое восприятие мира, Пушкин и в часы сердечного одино­чества испытывает полноту впечатлений, творческий подъем:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум;

Пишу, и сердце не тоскует…

Ощущение таинства природы, ее гармонии и красо­ты, осознание благотворного влияния ее естественности и величественности также отличает автора от Онегина:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Автор очень любит Татьяну, ее задумчивую мечта­тельность, глубину и постоянство чувств, напряжен­ность душевной жизни — да, это его, повзрослевшего духовно, идеал женщины, он даже отождествляет ее со своей музой:

И вот она в саду моем

Явилась барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.

Очень доброжелательно относится автор к роман­тически восторженному Ленскому, свободолюбивые настроения которого и вера в святость и всепобежда­ющую силу настоящей дружбы кажутся слепком юношеского портрета Пушкина.

Но автор давно пере­жил период увлечения романтизмом, и теперь иро­нично подчеркивает высокопарность модного литера­турного течения, его оторванность от действительнос­ти.

Правда, к иронии подмешивается и горечь от невозвратности времени:

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Просто и строго излагает автор свой художествен­ный манифест: отражение жизни, ее повседневной прозы.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

Образ автора, возникающий на страницах романа, — живой, ищущий, искренний, мечтательный и иронич­ный, — интересен своеобразием личности, оригинально­стью взглядов, доброжелательностью к героям. Мы сле­дим за его судьбой с не меньшим интересом, чем за судь­бами главных героев произведения.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора и его роль в романе. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ ти­пичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин —персонаж вымышленный.

Однако, по замыслу поэта, Онегин представ­ляет собой отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни.

В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди; Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегина известнный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — свою Онегина. В произведении автор и его геоой — друзья, но какая же про­пасть, разделяет их!

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и песимизма Онегина. Автор понимает, что всеми этими «болезнями» его  героя зазило общество, но ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, и разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?..

Противоположпость характеров проявляется не только в отношении  к жизни, но и в отношении к людям.

Если для тонкого и чувствитель­ною Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание и любви Татьяна слышит от сухого, руководимого светской моралью Онегина «Учитесь властвовать собой». Автор же не перестает утверждает-      “Я люблю Татьяну милую мою”.

Ачто мы можем сказать об Онегине, который, ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки на­блюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.

Пушкин  отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянс­кие «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жес­ткостью. Автор пытается показать, что Онегин не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, связывающим его по рукам и нотам, в нем еще не проснулся борец.

И почти физически ощущаема боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же, нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — портрет всего «молодого поколения» того времени: «пылкая душа», ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, предан­ность высоким мечтаниям.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть и запоздалая, любовь к Та­тьяне.

Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула пота­енные струнки и в усталой душе Онегина. И здесь Пушкин как бы от­страняется от своего героя, оставляя его без уныния в сердце, с верой в будущее. Это будущее прекрасно своей зрелостью, опытом, красотой и торжеством жизни.

Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что автор издали следит за нашими переживаниями.

Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здо­ровое начало. Он верил, что молодое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрас­судков и «болезней» праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов.

Источник: https://prepodka.net/obraz-avtora-i-ego-rol-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3)

В нем русская душа, русский язык, русский характер… Н. В. Гоголь Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каким же был этот человек? Я думаю, что он стремился к свободе и справедливости. Поэт осуждал месть, произвол помещиков, эгоизм.

Для кого-то Пушкин – учитель, а для кого-то – друг. Я считаю, что роль Пушкина в романе “Евгений Онегин” ничуть не менее значима, чем сам сюжет. Творя особый мир, сам автор выступает как реально действующее лицо. Поэт пишет, что его произведение – это не только “собранье пестрых глав”, но и собрание пестрых душевных состояний самого поэта.

Пушкин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим персонажам. Он является особым героем. От первой до последней главы поэт меняется. Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами, но, разочаровавшись в жизни, поэт пишет: “Увы, на разные забавы я много жизни погубил”. Автор охватывает широкий круг проблем: от житейских до философских.

Но даже говоря о вещах столь серьезных, Пушкин все переводит в легкую иронию.

Поэт много говорит о Москве, он любит ее: “Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!”. Большое внимание автор уделяет любви, рассказывает, как вести себя с женщинами: “Чем меньше женщину мы любим,тем легче нравимся мы ей”. Лирические отступления показывают проблемы, волновавшие Пушкина. Многие из них говорят о зрелости поэта.

Автор вспоминает прожитые годы, важнейшие события своей жизни, грустные и радостные. Все пережитое в лицее, в Петербурге, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя. Пушкин высказывает свое отношение к любимым героям. Татьяна для него – “милый”, “верный идеал” женщины.

Читайте также:  "выстрел" - повести белкина: анализ произведения а.с. пушкина

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! Онегин – давний друг автора, которому “нравились его черты”. Понимая Онегина, сочувствуя ему, поэт вместе с тем решительно расходится с ним во взглядах на жизнь: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… Онегин разочарован во всем, что его окружает, “рано чувства в нем остыли”.

В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства, он горячо и вдохновенно любит природу, людей и жизнь. Ленский – это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизирует и издевается над его “всегда восторженной речью”. Пушкин непринужденно беседует с читателем (“мой читатель”, “мой друг”), рассуждает о литературе и искусстве, делится творческими планами.

Мне кажется, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Ведь в конце первой главы поэт иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман: Чтобы насмешливый читатель… Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет…

Сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение присутствуют на страницах “Евгения Онегина”, и, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин.

(No Ratings Yet)
Loading…

Як прометей здобув вогонь.

Ви зараз читаєте: Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3)« Твір на тему: Калькулятор (Твір-мініатюра)

Источник: http://ukr-lit.com/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-3/

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру

«Евгений Онегин» – это не просто роман, это роман в стихах. По выражению самого Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя жанрами: роман – это всегда произведение эпическое, а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен занимать образ автора. Рассмотрим же его поподробнее.

Прежде всего, автор в этом произведении является лирическим героем, и его образ раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений. Диапазон их тем широк, но можно выделить несколько основных групп.

Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер. В них автор вспоминает о своем прошлом, о своих возлюбленных, говорит о жизненном пути и подводит итоги. В конце седьмой главы, например, поэт говорит о любимой женщине:

Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Как негой грудь ее полна!

Как томен взор ее чудесный!.. –

и тут же сам останавливает себя:

Но полно, полно; перестань.

Ты заплатил безумству дань.

В отрывках из главы, посвященной путешествию Онегина, Пушкин сравнивает себя в прошлом и в настоящем:

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне – теперь их нет:

Они прошли иль изменились…

Мир вам, тревоги прошлых лет!

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Говоря о различных периодах жизни, автор зачастую вспоминает Лицей. Например, в самом начале восьмой главы Пушкин пишет:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И дальше поэт описывает, как его муза растет и развивается вместе с ним, преодолевая трудности и меняясь под действием времени и жизни.

Но в лирических отступлениях автор пишет не только о себе и своих переживаниях – многие строфы посвящены нравственно-философским проблемам и вопросам. Пушкин дает оценку различным событиям и явлениям жизни, например, констатирует, что нет истинной дружбы между его современниками:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно, –

и эта ситуация задевает поэта за живое.

Неоднократно в лирических отступлениях Пушкин говорит о любви. Это может быть выражено в кратком, иногда шутливом, замечании относительно его пристрастий и оценок женской красоты:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня.

Но есть и другого рода авторские высказывания на эту тему, как, например, в восьмой главе, где автор в одном из лирических отступлений говорит о любви. Мы можем с уверенностью сказать, что это не простое рассуждение, но изложение его понимания любви и ее влияния на человека в разные периоды его жизни (поэт неоднократно подтверждает эту мысль в разных местах текста романа):

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвый след…

Также лирический герой говорит о «своевременности» не только любви, но и всех событий жизни и чувств вообще:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

И обманула нас она…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Так пишет Пушкин о тех, кто не смог в силу своей натуры обрести покой и счастье в их общепринятом тогда понимании.

Весьма возможно, что поэт и сам себя причисляет к подобным людям, хоть это лирическое отступление посвящено скорее Онегину, чем ему.

Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной…»), Пушкин тем не менее признает Онегина человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но и по многим душевным качествам.

Лирического героя Пушкина беспокоят не только общечеловеческие ценности и заботы, он думает также и о жизни особого рода людей – поэтов. Ему хочется умереть не просто так, но оставить «неприметный след» для потомков:

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

В многочисленных лирических отступлениях бытовой тематики автор рассказывает о свих пристрастиях, об обычаях современников и их нравах. Так, в одной из строф четвертой главы Пушкин пишет о сортах вин и о том, какой больше он любит и почему:

Вдовы Клико или Моэта

Благословенное вино…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Меня пленяло: за него

Последний бледный лепт, бывало,

Давал я. Помните ль, друзья?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но изменяет пеной шумной

Оно желудку моему,

И я Бордо благоразумный

Уж нынче предпочел ему.

К Аи я больше не способен;

Аи любовнице подобен,

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Но ты, Бордо, подобен другу…

С особенным чувством Пушкин говорит о своей любви к природе, не раз целые строфы отдавая описаниям русского пейзажа:

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Лирический герой питает любовь не только к природе России, для него дорога Москва, ее древняя столица, где родился поэт:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Из подобных замечаний, зарисовок и размышлений складывается воедино портрет лирического героя, и образу рефлексирующего умного человека мелкие детали и подробности добавляют глубину и жизненность.

Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический герой романа, он еще и его персонаж. Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей.

Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые: «К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин», – пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе.

И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны друг к другу:

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу, –

так пишет поэт о любовном послании его «милого идеала».

И такое «смешение» не выглядит неуместным и невозможным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.

В этом произведении у образа автора есть еще одна сторона – он является рассказчиком. Пушкин так выстраивает свой роман, что кажется, будто поэт прямо на глазах читателей создает свое произведение.

Так, автор непосредственно в текст вводит рассуждения о характерах создаваемых им героев, размышления о том, какое событие будет следующим или могло бы им стать, отражая при этом возможные нападки критиков.

В одной из глав, например, он просит прощения у читателей за то, что много пишет о несчастной любви своей героини: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!».

Довольно своевольно автор меняет сюжет своего произведения. «Татьяна, по совету няни / Сбираясь ночью ворожить, / Тихонько приказала в бане / На два прибора стол накрыть, – повествует он.

– Но стало страшно вдруг Татьяне… / И я – при мысли о Светлане / Мне стало страшно – так и быть…» – говорит поэт и решает: « С Татьяной нам не ворожить».

Но и эта «вольность» не нарушает гармонии и целостности произведения, ведь оно как бы живет и меняется вместе с автором.

В процессе создания «Евгения Онегина» Пушкин периодически рассуждает о современной ему литературе и полемизирует со своими оппонентами, то иронично отзываясь о том или ином художественном штампе, то извиняясь перед строгими критиками за свой язык и своих героев.

Например, в конце седьмой главы автор дает пародийное вступление и восклицает: «…С плеч долой обуза! / Я классицизму отдал честь: / Хоть поздно, а вступленье есть», – иронизируя над стандартной формой многих литературных произведений классицизма.

Или еще: описывая Татьяну в конце романа, Пушкин использует французское выражение «du comme il faut» для более точной характеристики героини и добавляет в скобках, обращаясь к одному из литераторов, которые боролись за чистоту русского языка, отрицали использование галлицизмов: «Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

Говорит поэт также и о типичных литературных героях. Так, он иронично характеризует героя произведений классицизма прошлых лет:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Ему Пушкин противопоставляет героя современных романтических произведений:

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен, и в романе,

И там уж торжествует он.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лорд Байрон прихотью удачной

Облек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.

Много еще лирических отступлений и замечаний касаются условностей литературы, нелепых и искусственных, что не нравится автору. Пушкин старается открыть глаза и писателям, и читателям на всю «нежизненность» шаблонных художественных приемов.

«Друзья мои, что ж толку в этом?» – вопрошает он и сам стремится снять и со своих героев, и со всего произведения натянутость и условность. Именно для этого смешивает он мир автора и героев, намеренно нарушает сюжетные линии, меняя все «на ходу», вводит, казалось бы, совсем ненужные, мелкие черточки современного ему быта и т.д.

А в целом можно заключить, что образ автора помогает создать поистине реалистическое произведение, подлинную «энциклопедию русской жизни» той эпохи.

Читайте также:  А.с. пушкин. "сказка о попе и работнике его балде" - читать текст полностью

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9625-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin

Готовые школьные сочинения

марта 19 2016

Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Давая роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заслуженно высокую оценку, В. Г.

Белинский сказал, что этот роман «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».

Творя особый, вымышленный мир романа, сам Пушкин выступает как реальное, действующее лицо, остающееся, однако, за рамками сюжета. В лирических отступлениях романа выразился внутренний мир поэта, его идеалы, мысли, чувства, мировоззрение.

Лирические отступления представлены в романе как внутренние каноны автора, как голос его души, откровенный и понятный читателю. Пушкин непринужденно беседует с читателем, делится с ним творческими планами, рассуждает о литературе и искусстве, вспоминает прежние годы, события своей жизни, грустные и радостные. Автор высказывает свое отношение к любимым героям.

Это помогает читателю не только глубже понять характеры и чувства героев, но и добавить существенные штрихи к портрету самого Пушкина. Наиболее четко это проявляется в отношении автора к главному герою романа — Евгению Онегину.

На протяжении всего повествования поэт подчеркивает свое отличие от главного героя. Да, они знакомы, и Онегин — «добрый приятель» автора, человек, симпатичный ему: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.

Автор и герой могут вместе беседовать, мечтать на берегу Невы, но в отношении своем к жизни они совершенно различны.

В противоположность праздному, скучающему Онегину поэт способен радоваться жизни, любви, природе, творчеству: Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд. Поэт любит «волшебный край» театра, хорошо зная современный репертуар и блистательных актрис и актеров.

Природа для автора не просто фон происходящих событий — он воспринимает гармонию с природой как один из источников творческого вдохновения: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос мирный, Живее творческие сны.

В жизни поэта тоже случались грустные события и разочарования, но творчество не дает ему упасть духом: Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. И далее: Пишу, и сердце не тоскует.

Наполненность, осмысленность жизни поэта — вот что отличает его от героя романа, в этом их главное различие. Иные взаимоотношения складываются у автора с другой его героиней — Татьяной. Его симпатии всецело на ее стороне.

Слегка иронизируя над Онегиным, в сцене объяснения с Татьяной явившим «души прямое благородство», он не скрывает своего сочувствия к героине, оправдывая даже недопустимый, с точки зрения правил приличия того времени, поступок — ее письмо к Онегину и признание в любви: Меня стесняет сожаленье; Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! Так пишет о Татьяне Пушкин. И как гордится он Татьяной в финале, где она с достоинством и самообладанием снова объясняется с Онегиным! Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!

Сочувственно относится автор к Ленскому, переживая ошибки юноши и раннюю смерть героя. Но если он сожалеет о его заблуждениях, то в полемике о творчестве юного поэта автор занимает достаточно принципиальную позицию.

Ему чуждо то, что поэт — молодой человек — поет «разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль», «поблеклый жизни цвет».

То, ,что Ленский пишет «темно и вяло», зовется романтизмом, но «романтизма тут нимало не вижу я», замечает Пушкин.

Его принципы творчества иные, свободные от немецкого мистического влияния, и Пушкин часто полемизирует со своими литературными противниками. Вопросов искусства он касается, говоря о жанрах, литературных направлениях, о языке. В романе часты язвительные выпады против А. С.

Шишкова, литературного деятеля того времени, выступавшего за сохранение устаревшего русского языка, против входящих в него заимствований. Эта полемичность романа была, конечно же, понятна и особенно интересна современникам.

«Как истинный художник, Пушкин не нуждается в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно наполнены поэзией», — писал В. Г. Белинский.

Особенно ярко проявилось это в пейзажной лирике Пушкина. Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы. &copy A L L S o c h.

r u Сочными багряными и золотыми тонами переливается его осень: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг читателя так же, как и крестьянина, обновляющего зимний путь, как и неугомонных мальчишек. С любовью к родной природе неразрывно связаны у поэта мысли о Родине.

Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве: Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Вспоминая недавнее героическое прошлое страны — 1812 год, поэт говорит о вступлении Наполеона в Москву, гордясь патриотическим порывом русского народа, тем, что Москва не пошла к захватчику на поклон: Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. В лирических отступлениях романа раскрывается богатство души поэта и поэзия его чувств.

Вместе с картиной жизни русского общества они делают роман бессмертным. Поэтому нельзя не вспомнить слова В. Г.

Белинского: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-4/

Образ автора в романе а. с, пушкина «евгений онегин» (вариант 2):

В романе «Евгений Онегин» нашла художественное воплощение жизнь России начала 19 века.

Духовные поиски и идейно-психологический кризис части передового столичного дворянства, быт и культурный уровень провинции, жизнь народа — все это давало основания называть произведение «энциклопедией русской жизни».

И все же главное место в романе занимают внутренняя жизнь и взаимоотношения героев, принадлежащих к той же социальной среде, что и автор.

Чтобы подчеркнуть реальность описываемых событий и персонажей, Пушкин применяет оригинальный литературный прием — вводит в роман образ автора. Этот прием редко встречается в художественной литературе и привычно выглядит в очерке или другом журналистском жанре, отражающем реальную жизнь.  Поэт сознательно

жертвует плавностью и последовательностью истории взаимоотношений героев, вторгается в вымышленный мир, чтобы перенести в текст трогательный лирический колорит, чувство приобщенности к творческому миру.

Автор как бы доверительно советуется с читателями о путях развития сюжета. Пушкин привносит в эмоциональную сферу романа свои личные .переживания, воспоминания, предположения, становится полноценным героем произведения.

Каким же предстает автор на страницах романа?

Образ автора появляется уже во второй главе. Пушкин подчеркивает духовное родство с Онегиным, общность происхождения и образа жизни:

…Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я… Оценивая воспитание и образование Евгения Онегина, Пушкин указывает на их типичность как для всех молодых людей их круга, так и для себя лично:

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитанъем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Но все же Пушкин неоднократно подчеркивает различие между собою и Онегиным, настойчиво убеждает читателя, что отождествлять лирического героя с образом Онегина не следует.

Поэт восхищается «волшебным краем» театра, блистательным миром балета — Онегин посещает представления лишь для поддержания имиджа светского человека. Пушкин любит «бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость» бала — Онегину «наскучил света шум», и балы он посещает по привычке, соблюдая один из ритуалов светского образа жизни.

Пушкин увлеченно, самозабвенно предается поэзии, называя ее «высокой страстью», — Онегин довольно пренебрежительно относится к поэтическому творчеству, «бранил Гомера, Фе-окрита», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

«Прелестный уголок», тихая, умировотворенная русская природа на Онегина наводила сон — Пушкин восхищается естественной гармонией чудесных уголков

270

русской глубинки: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой».

Несмотря на демонстративное стремление автора «заметить разность» между ним и своим героем, они близки в главном — критическом отношении к российской действительности.

«Условий света свергнув бремя», «отстав от суеты», Пушкин и Онегин опровергают «страстей игру», но критическое восприятие общественного уклада стало для Евгения навязчивой идеей, жизненной философией.

Пресыщенность светским образом жизни, осознание ее бездуховности и однообразия полностью отторгли героя от общества, сделав его мизантропом, не подвигнув на усовершенствование мира.

Образ автора значительно сложнее, многограннее, универсальнее: оторванный от родины, сосланный Пушкин, в отличие от свободного в выборе места жительства Онегина, ностальгически вспоминает о России, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил».

Лирический герой находит множество радостей в малом, на его восприятие жизни не влияет несправедливое общественное устройство. Сравнивая себя с Онегиным, автор заключает: «Я был озлоблен, он угрюм», то есть Пушкин не замкнулся в себе, не отверг весь мир, а болезненно воспринимал его несовершенство, Онегин же отгородился от мира.

Если проводить параллель с комедией «Горе от ума», то образ автора близок Чацкому, столь же критически относящемуся к окружающей действительности, но направляющему весь жар души на ее усовершенствование. Изоляция Онегина бесплодна, он не предпринимает сознательных попыток воздействовать на жизнь, предел его мечтаний — найти гармонию в себе самом. Но автор сочувствует герою, его мучительным поискам своего жизненного пути, воздает должное «души прямому благородству». Пушкин утверждает: «Я сердечно люблю героя моего». Автор, выстраивая жизнь героя, желает для него лучшей доли.

Столь же доброжелательно относится повествователь и к Ленскому, пылкому, восторженному юноше, свято верящему, «что друзья готовы за честь его принять оковы». Ленский, как и Онегин, чуждается пошлого дворянского общества («ему не нравились

пиры»), он достаточно образован, чтобы обсуждать с Онегиным «племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло», то есть все вечные вопросы человечества. И все же друзья противоположны, как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень», в главном — определении своего места в мире.

Онегин — эгоцентрист, его душевный кризис существеннее всех глобальных проблем; Ленский — альтруист: благо человечества, стремление вместе с друзьями «бессмертной семьей» «мир блаженством одарить» представляет для него цель жизни.

Психологически Ленский очень близок Пушкину, который столь же восторженно верит в могучую силу дружбы: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Однако автор уже пережил период увлечения романтизмом, стихи юного поэта, которые «полны любовной чепухи», вызывают ироническую улыбку Пушкина: «Так он писал темно и вяло…».

Автор скорбит о смерти поэта и призывает читателей к состраданию к тому, кого переполняла «жажда знаний и труда» и «сны поэзии святой».

Пушкин прогнозирует судьбу Ленского, останься тот жив, и не может однозначно ответить, стал бы он блестящим поэтом, чья «умолкнувшая лира гремучий, непрерывный звон в веках поднять могла», или «поэта обыкновенный ждал удел», «в нем пыл души бы охладел» и он «расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат,.,». И эта неопределенность авторской интонации как бы приглашает читателя в соавторы, предлагая ему предположить оставшиеся за рамками романа события.

Очень нежно относится Пушкин к Татьяне — мечтательной, поэтичной, цельной и последовательной, естественной и гармоничной. «Татьяны милый идеал» стал для поэта идеалом русской девушки, искренней и непосредственной. Пушкин оправдывает ее душевный порыв, хоть поступок Татьяны, написавшей Онегину «необдуманное письмо», был достаточно опрометчив:

За что ж виновнее Татьяна?

За то лъ, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте ? ПОЭТ искренне радуется за Татьяну, которая делает успехи в московском светском

271

обществе («с победою поздравим Татьяну милую мою..,»), гордится ее безупречным поведением в роли светской дамы и ее непреклонностью в роли жены пусть и нелюбимого мужа.

Автор и непосредственно в лирических отступлениях вторгается в ткань повествования, и незримо присутствует во всех эпизодах романа. Но это и полноценный, самостоятельный герой произведения.

Его образ, искренний, ироничный, мечтательный, проявляется не только в оценке героев, их поступков, но и в воспоминаниях о своей жизни, друзьях, в выражении планов и надежд.

Вся жизнь поэта проходит перед глазами читателей:

Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою…

Воспомня прежние -романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно уживались мы! Друзья поэта: Чаадаев, Вяземский, Каверин — появляются на страницах романа, что подчеркивает его историчность.

В лирический отступлениях автор высказывается о любви к природе, театру, музе, о своих путешествиях, ссылке, родном имении. Размышляет он и о жизни, и философские мысли автора поражают глубиной и мудростью: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечастно, Что обманула нас она.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/obraz_avtora_v_romane_a_s_pushkina_evgenij_onegin_variant_2/25-1-0-2266

Ссылка на основную публикацию