Описание пугачева в повести пушкина «капитанская дочка»

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Произведение Капитанская дочка Пушкина знакомит нас с двумя историческими личностями: Екатериной и Пугачевым. Правда, Императрица появляется лишь в самом конце работы автора и ее образ не совсем раскрыт. Но вот образ Пугачева в Капитанской дочке раскрыт сполна и дает возможность познакомиться с историческим персонажем поближе.

Созданный Пушкиным образ Емельяна Пугачева дает возможность взглянуть на бунтаря с разных ракурсов и понять, кто же он, Емельян Пугачев или, как он себя называл, Петр Третий? Давайте в нашем сочинении раскроем образ Пугачева, который является неоднозначным и противоречивым.

Образ Емельяна Пугачева: характеристика и его противоречивость

Итак, Пугачев Емельян — герой повести Пушкина, с которым мы встречаемся при разных обстоятельствах несколько раз: во второй главе и во второй части Капитанской дочки. Эти встречи дают возможность сделать характеристику народного бунтаря, который повел за собой толпы народа и учинил в стране восстание.

Образ данной личности противоречив. Противоречивость же заключается в его поведении. С одной стороны мы видим смелого человека, справедливого, великодушного, умеющего платить добром за услугу.

Он ценит искренность, верность и правдивость. Так, он помиловал Гринева, отпустив офицера на свободу, он же помог Гриневу спасти Марью.

Это человек, за которым пошли угнетенные народы, крепостные, рабочий класс, казаки.

С другой стороны, Пугачев жесток и быстр на расправу. Не раздумывая он приказывает повесить Миронова и Ивана Игнатьевича. С легкостью отдает приказ зарубить жену коменданта. В этом раскрывается его безжалостная натура, но его жестокость понятна, ведь он восстал против классовости, начал борьбу и по-другому нельзя было поступать.

В поэме Капитанская дочь мы видим Пугачева в образе былинного героя, песенного разбойника, царя — избавителя для простого народа.

Пушкин нам показал Пугачева не извергом, как представляли его читателям многие другие писатели.

Он предстает справедливым, великодушным и даже в какой-то мере благородным человеком, который поставил перед собой цель и шел к ней, несмотря ни на что. Несмотря даже на то, что выбранный им путь привел его к гибели.

  • образ пугачева в повести капитанская дочка
  • сочинение образ пугачева в повести пушкина капитанская дочка
  • образ пугачева
  • образ пугачева в капитанской дочке сочинение рассуждение
  • образ пугачева в повести капитанская дочка краткое сочинение

Источник: http://sochinyshka.ru/obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka.html

Образ и характеристика Пугачева в романе «Капитанская дочка»

Меню статьи:

Образ Емельяна Пугачева из романа Пушкина «Капитанская дочка» часто отождествляется у читателей с исторической личностью, однако это не так. Литературный вариант Пугачева имеет существенное количество отличий.

Характеристика личности

Емельян Пугачев в большинстве случаев обладает негативными качествами характера. Он самоуверен и самолюбив.

Для его образа характерна жестокость. В романе Пушкин не указывает конкретных примеров его жестокости. Это его качество характера обнаруживается в комментариях других персонажей, часто переданных читателю через Гринева.

Так, например, молодой человек утверждает, что окружающие считали Пугачева «ужасным человеком, извергом, злодеем». Повстанец – обманщик и плут – его не смущает его ложь, фактически он не видит в ней ничего постыдного.

Отправляясь к Пугачеву, чтобы освободить Машу, Гринев «вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках» спасителя своей возлюбленной.

В то же время сердцу Пугачева не чужды жалость и гуманность – он проникается симпатией к Гриневу и способствует освобождению Маши Мироновой, не казнит самого Гринева после отказа служить ему.

У Пугачева удачно получается играть роль образованного, воспитанного человека (по крайней мере среди своих сподвижников). Он делает вид, что умеет читать и писать, хотя на самом деле не обучен грамоте. «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?» – говорит он, чтобы скрыть этот факт.

Важным элементом в его жизни остается наличие свободы. Он вольнолюбивый человек.
Судя по всему Пугачев не отличается гастрономическими предвзятостями, однако обладает непомерным аппетитом. Он может съесть двух поросят за один присест. Он также очень любит выпить и называет чай не казацким напитком.

Пугачев способен здраво оценивать свои возможности. Он осознает, что его действия носят отрицательный характер, так как они обрели губительную силу, но возможности все исправить у него уже нет – слишком масштабное изъявление обрело его восстание.

Внешность

А. Шопенгауэр был убежден, что внешность человека играет важную роль в его характеристике. Именно благодаря внешности можно определить такие черты характера человека, которые с первого взгляда не заметны.

Пугачев не обладает исключительной внешностью. В большинстве случаев она довольно типична, хотя и не лишена интересных моментов. Увидев Пугачева, Гринев с любопытством его рассматривает и находит «замечательным».

Народный мститель выглядит таким образом: он среднего роста, худощав по комплекции, но широкоплеч.
На его теле есть шрамы, Пугачев сам их называет «царскими знаками».

На вид ему около сорока лет. Пугачев носит длинную бороду. Волосы его темного цвета, но в бороде уже виднеется проседь. Волосы его пострижены в кружок.

Глаза у него большие, в них заметно что-то плутовское. Глаза Пугачева очень живые, во время разговора они «бегают».

Руки у него типичные для рабочего человека – большие и жилистые. В целом, Пугачев – человек приятной наружности. В его манере поведения и общения с людьми прослеживается спокойствие и размеренность.

Во внешности Пугачева прослеживается каноничность – несмотря на то, что в произведении Пушкина он показан в основном в роли разбойника, читатель проникается симпатией к этому персонажу.

Злодей или заступник?

Сложность и неоднозначность поступков Пугачева создала двоякое его восприятие на плоскости «злодей» или «заступник». Александру Сергеевичу удалось удачно продемонстрировать тот факт, что ни один человек не обладает однотипностью характера и в любом из людей уживаются позитивная и негативная личность.

Конечно, Пугачев значительно уступает в своих манерах и благородстве, например, Робин Гуду, тому же (по мнению критиков не самому удачному литературному персонажу Пушкина) Дубровскому.

Что типично для всех представителей крестьянского сословия, Пугачев не отличается образованностью и королевскими манерами.

Его поведение корректируется народной моралью и общепринятыми, «негласными» правилами поведения.

С точки зрения народных масс, Пугачев естественно является спасителем – освобождение от служения помещикам и их притеснений в различных сферах деятельности как ни есть лучшим образом влияет на его историческую роль в жизни крестьян.

С позиции дворянства и представителей государственного аппарата, Пугачев естественно выглядит как бунтарь и нарушитель порядка в стране, ведь он выдавал себя за государя и поднял народ на вооруженное восстание.

Исторический аспект в изображении образа

Емельян Пугачев – реальная историческая личность. Его образ стал одним из ключевых в контексте ХVIII века. В повести А.С. Пушкин не вдается в детализацию образа – его внешности и подробностей его биографии уделено крайне мало внимания, однако же ключевые элементы в повествовании Пушкина отображены в рамках достоверности.

Как и любое другое художественное произведение, в повести присутствует доля литературной мистификации. В образе Пугачева она также есть.

Ни один хронологический свод не содержит стопроцентной информации о том или ином персонаже.

В художественном произведении автор домысливает жесты, мимику, пантомимику персонажа, его монологическую и диалогическую речь исходя из его общей исторической оценки личности.

В целом Пушкину удалось воссоздать целостный образ народного повстанца, но рамкам действительности он соответствовал не полностью.

Исторический Пугачев был лишен той доли благородства и доброты, которую ему приписывал Пушкин. Во время захвата крепостей Пугачев и его сподвижники вели себя крайне негуманно.

Так, например, захватив крепость Татищеву, с коменданта была содрана кожа, а его жиром разбойники мазали раны, дочь его была взята в наложницы Пугачевым, а позже убита вместе с семилетним братом.

Пушкин не описывает в повести такого Пугачева – жестокого и беспощадного.

Взаимосвязь с образом Тараса Бульбы из повести Гоголя

«Капитанская дочка» Пушкина имеет определенную связь с повестью Гоголя «Тарас Бульба». Смысловая наполненность и аллюзии в произведениях позволяют с уверенностью определить их тождественность.

В некоторой мере можно говорить о влиянии повести Гоголя на художественную основу романа Пушкина.

Хотя основной массив схожести припадает на образы Остапа, Андрея и Гринева со Швабриным, можно отметить некую схожесть образа Бульбы и Пугачева. И первый, и второй являются выходцами из казаков. Оба они, противясь дворянским притеснениям, становятся, с точки зрения государства, на преступный путь.

Эти образы роднят и личностные черты – оба казака обладают жестким характером, для достижения своих целей готовы заплатить любую цену, их характер отличается необузданностью и вспыльчивостью. В основе их образа заложена борьба против бесправья.

В конце произведения и Бульба, и Пугачев умирают насильственной смертью.

Критика

Марина Цветаева считала, что в повести Пушкина Пугачев является единственным героем. Преднамеренная идеализация образа предводителя восстания создала неповторимое настроение повести. По мнению Цветаевой, это спасло роман, который бы, не будь в ней благородного Пугачева, был столь плох, как «холодные котлеты».

Чайковский, который планировал написать «Капитанскую дочку», также был пленен образом Пугачева и отмечал его как « симпатичного злодея».

Скабычевский высоко оценил образ Пугачева. По его мнению «это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом».

Таким образом, пушкинский Пугачев наделен иллюзорными качествами характера. Он выглядит позитивным и полным благородства. В олицетворении Пушкина Пугачев – не дикий бунтарь, а человек, способный на жалость и любовь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-pugachev.html

Характеристика Пугачева по повести А.С. Пушкина Капитанская дочка

Сочинение.

Читайте также:  Главные герои поэмы пушкина "полтава" и их характеристики

Характеристика Пугачева.

Незваный гость хуже татарина.

План.

I. История создания повести «Капитанская дочка»

II. Образ Пугачева

1. Черты характера Пугачева

а) портрет Пугачева

б) человек большого ума и большой сметливости.

в) военно-организаторские способности Пугачева

г) личные качества, благодаря которым Пугачев стал во главе восстания (внутренние черты характера Пугачева)

д) отношение народа к Пугачеву.

III. Отношение Пушкина к Пугачеву.

История России всегда волновала Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году он начал работу над историей Пугачева. Одновременно он пишет повесть «Капитанская дочка» Он изучает архивы, едет на места восстания, встречается с очевидцами. Он побывал в Казани, в Оренбурге, в Бердской слободе. В 1836 году – повесть была напечатана.

Тема повести – крестьянское восстание 1773 – 1775 годов под руководством Емельяна Пугачева.

Пугачев родился на Дону, в Зимовейской станице. Он служил царской армии. Отпущенный по болезни домой, в армию обратно он не вернулся и стал «беглым» казаком.

В сентябре 1773 года с небольшим отрядом он появился на Яике и встал во главе народных масс, объявив себя Петром III.

Пушкин хотел представить народу совсем другого Пугачева, не такого, каким считали его все, необразованного и глупого, а наоборот, умного и решительного.

Пугачев – это человек лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок. Живые большие глаза его так и бегали.

Также он был человеком большого ума. Он знал, что, те, кто сейчас окружают его не такие преданные ему, и что при первой же оплошности они его выдадут ради спасения собственной шкуры.

И мало таких как Хлопуша и Белобородов, которые ради него готовы были жизнь отдать. И вообще, казакам было безразлично, выступает ли пред ними подлинный император Петр III или донской казак, принявший его имя.

Им было важно одно, что Пугачев становился знаменем в их борьбе за права и свободу, а кто он на самом деле – не все ли равно?

А также Пугачев был – человек большой сметливости. Еще при первой его встрече с Гриневым он показал себя очень знающим, хладнокровным. Когда они потерялись в степи, Пугачев тонким своим чутьем почувствовал находившуюся рядом деревню, и это не составило ему большого труда вывести лошадей на нужную дорогу.

Уже тогда Гринев понял, что это человек надежный. И вскоре он предстал перед ним во главе целого войска. Гринев удивился, но для меня это не показалось удивительным, так как во время бурана он показал себя, как смелый и уверенный в своих действиях человек.

Пугачев очень быстро начал войну. В этом я вижу его военно – организаторские способности. В течение недели он захватил сразу несколько городов и крепостей, сколотил сильную армию и готовил наступление на Москву.

Что касается личных качеств Пугачева, то его смелость, стремительность, ум, находчивость, энергия завоевали сердца всех, кто был против крепостного права.

Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь императора Петра III. Народ толпился на улице. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Когда Пугачев уезжал, народ бросился за ним.

А казаков он жаловал не только угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами. Пугачев освобождал их от всех обязанностей перед государством, обещал им вольную, «спокойную в свете» жизнь. У этого народа не было цели. Само будущее представлялось казакам очень туманно.

И мне кажется, что именно это и погубило их.

В своем произведении Пушкин просто и правдиво показывает реальные события, интриги, происходящие в государстве. По отношению к героям своей повести Пушкин остается истинным и правдивым писателем. Простую и робкую девушку , которая и двух слов связать не может, делает настоящей героиней с сильным характером, сознательно заступается за униженных и оскорбленных.

Что касается отношения к Пугачеву, то жестокому Пугачеву он придал доброе сердце. Но через его образ Пушкин хотел показать, что в государстве, где нет настоящей власти, где царят несправедливость, убийства и насилие, всегда найдутся авантюристы и лжеправители. А это, я думаю, катастрофа для народа.

Источник: http://MirZnanii.com/a/355563/kharakteristika-pugacheva-po-povesti-as-pushkina-kapitanskaya-dochka

Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»!!! =>>>

В Капитанской дочке А. С.

Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем.

Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.

К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди.

Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную вожатому во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал.

Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты… И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от — пускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли вожатого, Гринева поражает хладнокровие этого человека.

Тогда Гринев видит вожатого как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему замечательной: Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское так описывает он внешность героя.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в доброго царя.

В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего государя. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою, с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть.

Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.

И все же главное в образе Емельяна Пугачева это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет всего-навсего только тридцать три года, но зато пьет живую кровь.

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева предводителя крестьянского восстания. Автор Капитанской дочки отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития.

Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев.

Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

Пугачев в «Капитанской дочке» похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют.

Читайте также:  "борис годунов" а.с. пушкина: читать полностью онлайн

Он то ли беглый каторжник, то ли пропойца («заложил тулуп у целовальника», то есть за водку). Но «огненные глаза», притягивающие внимание, выдают человека незаурядного.

В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души обо всем этом мы узнаем после).

Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе.

Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: «Казнить так казнить, миловать так миловать».

И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области.

Пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто «работает на публику», как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев Пушкина отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа.

Русская история полна легенд о «подлинном царе», о царе, спасшемся от смерти, настоящем, «правильном» царе, который придет в урочный час.

Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.

Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему.

«Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу».

Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать».

Сочинение опубликовано: 07.03.2016 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Источник: http://www.getsoch.net/portretnaya-xarakteristika-emelyana-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka/

Характеристика и образ Пугачева из «Капитанской дочки»

Крестьянская война 1773-1774 годов, именуемая Пугачевщиной, вызывает у историков множество споров. Александр Пушкин обратился к ней в своем произведении, представляя читателю собственное видение истории.

Характеристика и образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» поможет сделать каждому определенные выводы относительно хода исторических событий.

Твердость характера. Свобода превыше всего

С предводителем крестьянского восстания читатель впервые встретится, когда Пугачёв поможет Гриневу со старым слугою добраться до постоялого двора. Станет ясно, это уверенный в собственных силах человек. Он хочет и может повелевать людьми. Доказательством является его поведение, когда он указывал ямщику, куда повернуть и как ехать.

«Сметливость его и тонкость чутья» удивили путников. Он предположил, что люди близко, по едва уловимому запаху дыма, и не ошибся. Данный факт говорит о его способности находить выход из сложной ситуации, о свободолюбивой хватке. Он не стал ожидать среди поля, повезет ли ему выбраться после бурана. Смельчак решил рискнуть.

Не скупится на слова благодарности Петру. Называет его Ваше благородие. Подобные фразы абсолютно не значат, что он льстец, скорее наоборот. Пугачев предпочитает говорить правду в глаза. Савельичу он открыто сказал, чтобы старик помалкивал, когда Петр решал, чем же отблагодарить вожатого за спасение из снежного плена.

Казак или царь Петр III

Пугачев намекает, что является казаком. «Чай не наше казацкое питье», говорил бунтарь Гриневу, прося более крепкого напитка.

В письме, полученном Иваном Кузьмичом, указывалось, что из-под стражи сбежал настоящий раскольник, донской казак Емельян Пугачев. «Окрестил себя именем покойного царя Петра III. Собрал огромную банду, состоявшую из крестьян, каторжников, воров и убийц.

Произвел возмущение в Яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, производя грабежи, смертные убийства».

Он часто говорит о любви к независимости. «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало». Сравнивает себя с вольным орлом, который по сравнению с вороном, живет мало, но пьет свежую кровь, а не питается падалью.

Далее в его планы входит Оренбург. Когда он отпускает туда Гринева, то просит передать властям, чтобы ждали его, и сдались с послушанием без боя, иначе им не избежать лютого наказания. А после, намерен замахнуться на Москву.

Внешность Емельяна Пугачева

Гринев часто обращал внимание на его глаза. Они сразу же выдавали море эмоций. То смотрели с усмешкою, то с сожалением, а иногда и с непритворным самодовольствием от своих поступков. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Два сверкающих глаза, они так и бегали.

В густой черной бороде уже просматривалась проседь. Волоса были обстрижены в кружок».Предположительно, ему было около 40 лет. Телосложение имел худощавое, был широкоплеч. Когда Петя отдал ему свой заячий тулупчик, то Савельич заметил, что на его «плечища» он будет мал. Черты его лица не отталкивали, а даже чем-то привлекали.

В них не чувствовалась злость, жестокость.

Слабости (одежда, еда, алкоголь, развлечения)

Несмотря на то, что Пугачев считал себя защитником крестьян от помещиков, от их несправедливости, сам был падок к легкой наживе, деньгам, красивым одеждам.

Когда появился на территории Белогородской крепости, был одет нарядно, в дорогие вещи. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза».

А после того, как занял комендантский дом, предпочел попариться в бане, поесть дорогой пищи.

Жестокость и добродетель в одной душе

Не церемонился с теми, кого считал врагами простых людей, не желавших покориться ему, и не признавших его царскую, как он считал, власть. Сподвижники понимают его моментально, уважают и считаются с его мнением.

Становится видно, что они побаиваются его, называют батюшкой, великим государем. Емельян не глуп, он прекрасно понимает, что если от его жизни будет зависеть свобода разбойников, то они обязательно предадут его.

После того, как Иван Кузьмич обозвал его самозванцем и мятежником, он только взмахнул белым платком, как помощники уже поняли приказ. Коменданта тот час же убили. Не пожалел и старушку Василису Егоровну. А вот Гринева помиловал, аргументируя тем, что не забывает добра.

Ведь Петр не оставил его без благодарности, когда тот спас ему жизнь, не дав замерзнуть в поле. «То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство!».

Когда Петр скажет, что не может дать обещание служить ему, Пугачев не рассердится. Он поможет ему забрать из плена Марию, отпустит влюбленных на свободу.

Образование донского атамана

Пугачев не умел писать и читать. Документы, пропуск Гриневу подписывал неразборчивыми «каракульками». А когда ему подносили бумаги, то долго смотрел на них, крутил в руках, а после говорил, что все непонятно, и требовал оберсекретаря.Речи его просты, абсолютно лишены сложных конструкций, изречений. Часто употребляет пословицы, поговорки, обращается к фольклору, рассказывает легенды.

Бунтарь и его цели

Мятежнику верили многие люди. К его армии присоединялись со всех уголков России не только разбойники, но и обычные крестьяне. Под Оренбургом князь Голицын разгромил Пугачевское войско.

Предводителю удалось бежать в Сибирь. Там он собрал новые банды, разорял крепости, двинулся на Казань, а вскоре планировал идти на Москву. Задуманного сделать не удалось. Он был пойман и казнен.

Война закончилась.

Другие материалы по роману «Капитанская дочка»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1099-harakteristika-i-obraz-pugacheva-iz-kapitanskoy-dochki.html

Образ Пугачева

WebHelper.info

Ваш онлайн помощник в цифровом мире

Главная » 2010 » Ноябрь » 14 » Образ Пугачева — главного героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

22:26Образ Пугачева — главного героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
          Одним из главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачев. Это – реальная историческая личность: сбежавший из-под стражи донской казак и безбожник, возглавивший в ХVIII веке крестьянское восстание против императрицы Екатерины II.          Емельяна Пугачева А.С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом.          Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой  на «сверкающие глаза».          Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере.             В начале произведения мы видим смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, который постепенно превращается в хладнокровного и свирепого убийцу-тирана, уничтожающего на пути к безграничной власти всех инакомыслящих.           Однако образ Пугачева, как и сама личность этого человека, весьма противоречивы. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимопомощи, что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки),  помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп).          Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем.          По моему мнению, такое неоднозначное описание А.С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой ¬– историческая личность, поднявший восстание народный герой.          На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А.С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что, как мне кажется, является одним из несомненных достоинств повести.Все права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Полное или частичное копирование разрешается только с согласия администратора.
Читайте также:  Главные герои романа пушкина "евгений онегин", их описания и характеристики

Источник: http://webhelper.info/blog/obraz_pugacheva_glavnogo_geroja_povesti_a_s_pushkina_kapitanskaja_dochka/2010-11-14-8

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка» — несомненно, одно из самых известных и интересных произведений А.С. Пушкина в прозе.

История восстания 1773-1775 годов и сама фигура Пугачёва привлекали пристальное внимание писателя.

Работая над своими историческими повестями «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка», автор внимательно изучал архивные документы, посещал места, связанные с этими печальными событиями и опрашивал старожилов.

Получившийся в результате этого кропотливого труда образ Емельяна Пугачёва удивляет своей глубиной и многогранностью. Жестокость, хитрость, жизнерадостность и даже некоторое своеобразное благородство – всё это сочетается в нём.

Автор далёк от того, чтобы идеализировать бунтовщика, он делает описание Пугачева в повести «Капитанская дочка» и рассказывает о кровавых событиях тех лет события с лаконичной честностью. Но при этом главный злодей повести вызывает не просто интерес, но даже сочувствие читателя.

Несомненно, создание столь сложного и противоречивого героя было крайне сложной задачей, достойной писательского гения Пушкина.

Читатель наблюдает за Пугачёвым глазами Петруши Гринёва – наивного шестнадцатилетнего юноши, ещё не успевшего повидать жизнь и не растерявшего детской беспечности.

Даже Швабрин, распускающий мерзкие слухи и пытающийся убить Петрушу на дуэли, не вызывает у него решительного отторжения: он мирится с ним при первой же возможности и продолжает вести себя как ни в чём не бывало.

Петр приехал на место своей службы издалека, здесь у него нет ни родных, ни друзей, которых могло бы погубить пугачёвское восстание. Небольшой гарнизон, в котором он служит, практически не оказывает сопротивления самозванному царю, в результате чего Белогородская крепость захватывается малой кровью.

Таким образом, у главного героя нет личных причин ненавидеть Пугачёва. Очевидно, что характеристика Пугачева в повести «Капитанская дочка» была бы иной, если бы повествование велось от лица Маши Мироновой, чьи родные были безвинно убиты по приказу самозванца.

Однако именно с Петром Гринёвым у Пугачёва завязываются особые, доверительные отношения, ведь они успели познакомиться и оказать друг другу помощь ещё до трагических событий. Гринёв, кажется, не может до конца поверить, что выручивший его крестьянин превратился в безжалостного убийцу и тирана, а Пугачёву доставляет удовольствие играть в доброго царя.

В случае с Гринёвым он «проявляет милость», сохраняя ему жизнь за недавнюю услугу, но всех остальных, кто отказывается от нелепой идеи признавать его царём, самозванец без колебаний уничтожает. Стоит отметить, что и милость у Пугачёва весьма условная: хотя Гринёву и его спутником позволено жить, их без зазрения совести грабят.

Самозванец относится к этому факту легкомысленно: «Их обобрали: экая беда? Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить… за то, что вы с барином своим не висите здесь».

Пётр Гринёв достаточно богат, чтобы не жалеть о потерянных деньгах, чего нельзя сказать о множестве обездоленных крестьян, поставленных Пугачёвским восстанием под угрозу голодной смерти: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками».

Что касается капитанской дочки, спасённой от нежеланного замужества, то опять же, Пугачёв всего лишь исправляет зло, причинённое им самим.

Хотя впечатлительный Гринёв воспринимает этот поступок как некое милосердие «того, кто вызывался быть избавителем моей любезной».

Но ведь если бы не амбиции самозванца, родители несчастной Маши были бы живы и, конечно, ей не пришлось бы страдать и терпеть общество Швабрина.

Стоит заметить, что даже в художественном произведении образ Пугачёва трудно рассматривать в отрыве от его исторического контекста. Причины и предпосылки восстания 1773-1775 — это отдельный сложный вопрос. Очевидно, без изучения исторических реалий того времени, которые досконально изучил А.С. Пушкин, понимание личности Пугачёва будет неполным.

Источник: http://rus-liter.ru/publ/pushkin_aleksandr_sergeevich/kapitanskaja_dochka/emeljan_pugachjov_v_povesti_kapitanskaja_dochka_obraz_kharakteristika_opisanie_sochinenie/3-1-0-80

Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич

Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка

В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачёва, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) А. Гринёв, от имени которого ведётся повествование.

Но именно Пугачёв стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.

В изображении Пугачёва Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природы рождённого, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают»,— как писал, например, историк Бро-невский в критике на «Историю Пугачёва» Пушкина.

Совершенно не таков Пугачёв в изображении Пушкина. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.

Народ видит в Пугачёве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты Белогорской крепости не желают сражаться против Пугачёва, переходят на его сторону; жители крепости встречают его хлебом-солью.

Пушкин неоднократно показывает Пугачёва, окружённого народом; заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.

Чтобы подчеркнуть близость Пугачёва к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор.

Речь Пугачёва пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народные воззрения: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачёв любит народные песни.

Желая дать понять Гринёву, как ему, Пугачёву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передаёт это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.

Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гринёву, Савельичу. Пугачёв вывел Гринёва, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачёв за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гринёву жизнь, защитил Машу от посягательств на неё Швабрина, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем.

Насколько человечнее, добрее, благороднее Пугачёв Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринёва. Правда, Екатерина II приказала освободить Гринёва, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачёвцем.

Отпуская Машу Миронову, Екатерина II сказала ей: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила.

Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гринёва и Марьи Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Екатерина II, щедро раздававшая в награду своим любимцам имения, ничего не сделала для Маши Мироновой.

Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачёв водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачёва после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения.

Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачёв милостив и добр. На всём протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачёва — с Мироновыми и Иваном Игнатьичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам.

Не случайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич.

Образ Пугачёва раскрывается во взаимоотношениях его с Гринёвым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачёва, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-i-xarakter-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka-analiz-pushkin-aleksandr-sergeevich/

Ссылка на основную публикацию