Письмо евгения онегина к татьяне в романе пушкина (анализ)

Письмо Евгения Онегина к Татьяне в романе Пушкина (анализ)

Письмо Онегина к Татьяне датировано 25 октября 1831 года (кстати, его текст можно прочесть здесь). Пушкину уже 32 года, Онегину немного меньше. Поэтому автор романа прекрасно может понять душевные порывы и потребности мужчины, почти своего ровесника.

Онегинское послание служит своеобразной антитезой к письму Татьяны. Его пишет мужчина, прошедший жизненные испытания.

Будучи не всегда искренним сам, манипулируя людьми и их чувствами, он в своем письме подозревает подобные чувства и действия в других:

Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Но подозревать Татьяну в «злобном веселье» — это значит, совсем не знать ее.

Когда Евгений Онегин впервые увидел Татьяну, он все же обратил на нее внимание. Достаточно вспомнить, что он сказал Ленскому после своего первого визита к Лариным.

Но Татьяна была еще угловатой девочкой с неразвившейся фигуркой. Она поспешила с написанием письма, и напугала Онегина признанием. Мужчинам привычнее быть охотниками. На них нельзя оказывать давления.

Это слышится и в письме Онегина.

Когда Онегин впервые встретил Татьяну на светском рауте, он уже на подсознательном уровне понимал, что не может жить один, что ему нужна подруга.

Случайно, или нет, но Пушкин не упоминает о том, на каком языке писал Онегин: и критики на эту тему продолжают спорить. Памятуя о том, что наши герои французский знали лучше русского, можно предположить, что и Евгений писал Татьяне на языке любви – то есть по-французски.

Анализ письма показывает, что Онегин не мог поверить, что некогда влюбленная барышня, боявшаяся поднять на него глаза на своих именинах, и готовая расплакаться за столом, теперь вела себя с ним холодно и равнодушно.

И как бы он ни пытался, он не мог прочесть в ее глазах ни малейшего душевного волнения. Эта холодность и побудила его написать ей письмо.

Онегин прекрасно осознает, что написанием этого письма он нарушает моральный кодекс и компрометирует Татьяну, несмотря на то, что та его не замечает.

В письме Онегина нет признания в любви, как такового, хотя именно эту цель ставит перед собой Евгений – показать, как он влюблен в Татьяну. В этом письме прослеживается только одна мысль:

Нет. Это письмо пишет явно не робкий юноша, признающийся в первой любви. Онегин не упускает случая, чтобы позволить себе скрытый шантаж по отношению к Татьяне.

В этом послании просматривается эгоизм Онегина. Он пишет о себе, своих желаниях, и его совершенно не заботит, какими последствиями это чревато для Татьяны. Он говорит только о своем блаженстве.

В эмоциональном плане письмо Онегина более флегматично, в сравнении с письмом Татьяны. Но если вспомнить о том, что это письмо написано человеком, относившимся к людям с презрением, глядевшим на всех свысока, и до сих пор не ведавшим любви, то можно сказать, что оно написано весьма эмоционально.

Это письмо также как и письмо Татьяны является вставным элементом в композиции, и также написано стихом с вольно чередующимися рифмами. Внутри письма нет разделения на отдельные строфы. Оно на 19 строк короче, чем письмо Татьяны. В поэме это послание представлено как существующее в реальности.

Послание Евгения Онегина помогает читателю понять внутренний мир главного героя, нравственные изменения, произошедшие в его сознании со времени дуэли с Ленским.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/analiz-pisma-onegina-k-tatyane.html

Краткий анализ письма Татьяны к Онегину :

Письма Евгения Онегина и Татьяны резко выделяются из общего полотна произведения великого русского поэта. Даже сам Пушкин невольно заострял на них внимание – вдумчивый читатель заметит, что здесь уже не применяется строго организованная «онегинская строфа», а заметна полная поэтическая свобода автора.

Откровенное признание героини

В анализе письма Татьяны к Онегину стоит указать, что оно является прежде всего обращением юной девушки, которая вынуждена в силу своих чувств переступить через огромные нравственные препятствия. Она сама страшилась неожиданной силы нахлынувших чувств. Татьяне Лариной пришлось первой признаться в любви.

Что же подвигло ее на такой смелый шаг, кроме сильного чувства, зародившегося в ее душе и не дающего покоя? Татьяна, даже не отдавая себе в этом отчета, была уверена в том, что Онегин в будущем ответит ей взаимностью.

Поэтому она первой решилась написать откровенное письмо возлюбленному. Проводя анализ письма Татьяны к Онегину, критик В. Г.

Белинский считал, что в нем отражена искренность и простота, так как в стихотворении открытость соседствует с истинностью.

Противопоставление Татьяны Онегину

Татьяна и Евгений остро чувствуют отчуждение от той среды, в которой они вынуждены жить.

Пушкин выражает это в том, что в «семье родной» она постоянно ощущала себя чуждой, и в хандре, от которой страдает Онегин.

И неудовлетворенность реальностью способствует тому, что оба героя с головой погружаются в вымышленный мир книг. Татьяна, читая сентиментальные романы, мечтает о яркой и полной страстей жизни.

Главные принципы, по которым организован роман «Евгений Онегин», — это симметрия, а также параллелизм. Симметрию можно наблюдать в последовательности событий: встреча – письмо – объяснение.

Нужно отметить, что Онегин и Татьяна по ходу произведения меняются ролями, и это соответствует не только внешней схеме, но и позиции рассказчика. В первом случае поэт с Татьяной; во втором – с Онегиным.

Цельность героини противопоставляется ее возлюбленному.

Выражение любви героини в письме

Стих «Письмо Татьяны к Онегину», которое героиня пишет сердечному другу, характеризует ее как обычную девушку своего времени. Воспитана она на сентиментальных романах. В них героиня и определила собственный идеал возлюбленного, который в дальнейшем и был спроецирован на Онегина.

В письме легко увидеть искренность ее мотивов, которые не прикрыты лживыми словами. Она обращается к возлюбленному с теплотой и нежностью, называя его «милым виденьем». Девушка отдает свой жизненный путь во власть возлюбленного, что показано в отрывке письма Татьяны к Онегину:

«То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя»

Образ высокоинтеллектуальной девушки

В отличие от главного героя, образ девушки намного духовно выше. Ф. М. Достоевский, проводя анализ письма Татьяны к Онегину, писал о том, что именно Татьяна стоила того, чтобы стать главной героиней произведения, ведь она более развита духовно и превосходит Онегина по уму.

Нужно учитывать также и то, что письмо написано на иностранном языке. А это показатель высокого уровня образованности, что было типичным для дворян тех времен. Стих «Письмо Татьяны к Онегину», согласно сюжету, был написан по-французски. Конечно, в действительности никакого письма девушки на французском никогда не существовало. Письмо Татьяны было «мифическим переводом».

Просьба о защите от своих чувств

Татьяна проявляет самостоятельность в своих поступках и суждениях. Из всех она выбирает своего героя, который мог бы любить ее, со временем стать отцом ее детей. В письме есть интересная фраза:

«Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю».

От кого же просит защитить себя героиня? Бродский, исследовавший творчество А. С. Пушкина и проводивший анализ письма Татьяны к Онегину, подчеркивает: невозможно понять эти строки до конца, если не обратить внимания на письмо героини Юлии из произведения Руссо «Новая Элоиза».

Ее слова буквально переводятся так: «Ты должен защищать меня от себя самого». Однако нельзя ограничиваться лишь догадкой о том, что великий русский поэт мог заимствовать эти слова из любимого произведения Татьяны. Она испытывает страх перед одиночеством, собственными чувствами, возможными необдуманными поступками.

И один из них она и совершает, отправляя это письмо Онегину.

Одиночество

Краткое содержание письма Татьяны к Онегину показывает, что ни няня, ни родные не могут понять ту тоску, которая наполняет ее сердце. И для характера героини исключается возможность такого признания – она может сказать о своих чувствах только тому, кто равен ей по интеллекту.

Если же она потеряет Онегина, то ей останется только одно – гибнуть среди уже отвергнутых поклонников. Но героиня готова безропотно принять и отказ возлюбленного, и его любовь. Она пишет без света лампады. Состояние души уносит героиню в мир, далекий от реальности, – это высшая степень абстрагирования.

Однако Татьяна пишет твердой рукой – признание в своих чувствах является ее личным выбором.

Источник: https://www.syl.ru/article/357554/kratkiy-analiz-pisma-tatyanyi-k-oneginu

Анализ письма Онегина к Татьяне Лариной | Инфошкола

Письмо Онегина к Татьяне

Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал… Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор,

Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

План анализа письма:

  1. Как Онегин объясняет, почему он при первой встрече не ответил на любовь Татьяны?
  2. Какими словами раскрывает своё чувство Онегин?
  3. Почему Онегин решился объясниться Татьяне в любви?

Онегин

Онегин понимает, что Татьяна может быть оскорблена его признанием, ведь она теперь замужняя женщина. Татьяна может презирать его, или объяснение может подать ей повод к «злобному веселью». Но он решается написать письмо Татьяне, теперь уже светской даме, княгине. И в этом проявляется его смелость, решительность и надежда.

Онегин искренне признаётся, почему не ответил при первой встрече на чувство девушки, раскаивается в своём эгоизме: Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Ещё одно нас разлучило … Несчастной жертвой Ленский пал … я думал, вольность и покой Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Онегин искренне пишет о своих душевных страданиях («мучаюсь», «как ужасно томиться жаждою любви», «излить мольбы, признанья»), Онегин и раньше заметил в Татьяне «искру нежности», а теперь ему кажется, что он осознаёт душой всё её совершенство, при этом надеется на ответное чувство замужней женщины.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-pisma-onegina-k-tatyane-larinoj/

Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский.

Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения, именно их характеры стали объектом пристального авторского внимания.

Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Онегина — было одной из важ­нейших задач поэта.

    Огромное значение в этом плане имеют письма ге­роев друг к другу. Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание,— это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровен­ность такого послания являются залогом того, что душа автора письма будет действительно обнажена.

    Кроме того, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любов­ное признание — одно из тяжких испытаний.

    Итак, Татьяна решается писать Онегину. Ее пись­мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра­зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться. Критик полагал, что «сочетание просто­ты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения….», потому что в послании Татья­ны, действительно, рядом с предельной откровенно­стью соседствует простота.

    Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Уже в самом начале письма звучит глубокая вера Татьяны в порядочность ее избранника и доверие к нему. Боясь быть наказанной презрением, Татьяна все же изливает откровения «души неопытной».

Она уверена, что пишет именно тому человеку, который послан ей Богом, а потому она будет верна ему до кон­ца. Сколько страсти в ее словах, сколько подлинного умения любить! Не признаться Онегину Татьяна не может: ее душа пылает чувством, которое она давно ждала и о котором мечтала.

Кокетничать и пытаться заслужить внимание иным способом не в ее характе­ре. Такое поведение — доказательство исключитель­ности героини.

    Онегин отвечает на откровения Татьяны холодным и отрезвляющим разговором, но наступает момент, когда и этот знаток «науки страсти нежной» берется за перо. Что же толкает его на это? Новое свидание с когда-то отвергнутой им женщиной. Самая первая ре­акция Онегина на появление Татьяны — смятение, сомнение, шок:

Ужели,— думает Евгений,—Ужель она? Но точно… Нет…Как! из глуши степных селений…

     Он ожидает того же и от Татьяны. Робкая, молча­ливая, некогда пораженная стрелой Амура, она не­пременно должна была испытать замешательство, ра­дость, стыд….

Что угодно! Онегин надеялся поразить ее своим появлением. И героиня, конечно, «удивлена, поражена», но внешне… абсолютно спокойна. А ведь скольких душевных сил стоило ей, страстной и по-прежнему любящей, это самообладание. Она «дру­гому отдана» и будет «век ему верна».

Ни тени посто­роннего чувства не может появиться на ее лице.

Независимость Татьяны, ее неприступность, сдер­жанность, положение в свете задели Онегина, взвол­новали его. Она уже не деревенская девочка, а «равно­душная княгиня», «неприступная богиня роскош­ной, царственной Невы». Сраженный, Евгений садится за письмо.

Читайте также:  Главные герои поэмы пушкина "полтава" и их характеристики

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски», — отмечал Белинский. Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны:

Какое горькое презреньеВаш гордый взгляд изобразит!           Какому злобному веселью           Быть может, повод подаю!

    Онегин, в отличие от Татьяны, не доверяет адреса­ту письма, он воображает себе ее злорадство, счастье от осознания отомщения, высокомерие. Но ведь этих качеств в Татьяне никогда не было и появиться уже не могло.

    Любви Татьяны Евгений так и не понял, да и ее саму тоже вряд ли «раскусил». А тот огонь подлинно­го чувства, который терзает ее сердце и заставил неко­гда сделать первый шаг, Евгений называет всего лишь «искрой нежности».

    Теперь у него изменилось отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь.

Но это не утешает героиню, потому что Онегин и не задумывается о том, что Татьяна осталась преж­ней: положение в свете нисколько не переменило ее. Замечательно сказал об этом Ф. М. Достоевский: «…

это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!» Но именно прежнюю-то Онегин и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил, пренебрег ею. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сей­час.

    «А счастье было так возможно, Так близко!» — с грустью замечает Татьяна. Онегин так и не понял, что такие натуры, как она, любят один раз в жизни. По­следние слова героини, адресованные Евгению, явля­ются свидетельством высокого душевного благородст­ва, нравственной чистоты, верности долгу, целомуд­рия.

Два письма… Оба о любви, и оба совершенно раз­ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час­тичку их духовной биографии.

Источник: http://5litra.ru/soch/20-pismo-tatyany-i-pismo-onegina-v-romane-a-pushkina.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: «Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

 «Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

9 класс (базовый уровень).

                                                                                                           Автор: Подгорская Анна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы.

Место урока: 

 четвёртый урок при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
  2. определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;
  3. провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;
  4. доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

Развивающие:

  1. создать условия для формирования у учащихся умение целеполагания;
  2. создать условия для развития навыков анализа лирического произведения, умения делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  1. создать условия для развития навыка владения культурными нормами и традициями русской речи;
  2. создать условия для развития логичности, осмысленности, склонности к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  3. создать условия для воспитания читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок-практикум (обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста)

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, тексты писем, таблицы для анализа писем, репродукции картин, портрет А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА:

1, 2 слайды

                                                                             …Это лучшее моё произведение.

                                                                       Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

I. Слово учителя

Роман «Евгений Онегин» – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение  всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный человек.  

«Энциклопедия русской жизни», по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же,  любовь.

3 слайд.

Цель работы:   Проведение сравнительного  анализ писем  Татьяны и Евгения для раскрытия образов главных героев.

4 слайд.

Задачи:

Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

II.   Исследовательская работа в микрогруппах. (домашнее задание)

5 слайд

6, 7 слайд.

8 слайд.

  1. Письмо Татьяны к Онегину.

9 слайд.

III. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. 

                                                                                                                                         10 слайд.

                                                                   Если приятель вчера писал вам

одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, «Государь».

Учитель:

Два письма пишут влюблённые люди. Но ситуация неблагоприятна ни для первого признания, ни для запоздалого ответа. Оба в равной мере осознают возможность, подспудно даже неизбежность неудачи, и вместе с тем судьба и вышняя воля двигают навстречу рождённых друг для друга и разобщённых той же судьбою людей. Оба принимают в расчёт возможный исход – презрение.

Перед вами тексты писем Татьяны и Онегина и таблица сравнения текста писем. Заполните, пожалуйста, пустые графы в таблице.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 5 минут.

Чтение результатов.

А теперь ответьте, пользуясь таблицей, на вопросы:

  1. Какое чувство, по мнению Татьяны и Онегина, могут вызвать их письма у адресатов?

У Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

У Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

  1. Как Татьяна и Евгений говорят о своей любви?

Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.

– Чтоб только слышать ваши речи…

– Нет, поминутно видеть вас…

  1. Какое чувство сопровождает героев в их размышлениях?

(одиночество)

  1. Подводят ли авторы писем итог всему написанному? Общие фразы.

И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение «Но так и быть» не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит.

Учитель:

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих  знаков препинания:

Заполните, пожалуйста, таблицу «Знаки препинания в письмах Татьяны и Онегина»

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. Результаты.        

                                                                     в письме Татьяны        Онегина

восклицательных знаков        

                                                                                 8        

                                                                                                                     5

вопросительных         

                                                                                 8        

                                                                                                                        2

многоточий        

                                                                                   10        

                                                                                                                          6

Какой можно сделать вывод?

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его эмоциональности.

Следует обратить внимание на интонацию в письмах.   11 слайд.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне («Но говорят…»).

Затем интонация поднимается и достигает кульминации («Другой!..»). К заключению интонация постепенно опускается до слов «Увы, заслуженным укором…» и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

Графически это могло бы выглядеть так:

                                                                                        12 слайд.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом: «Предвижу всё…». Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью: «Случайно вас…».

Затем, томление: «Нет, поминутно…», нарастание страсти: «Вот блаженство!»; снова мука: «И я лишён того», подъём до кульминации: «И зарыдав у ваших ног»: и нисходящая интонация концовки: «И предаюсь моей судьбе».

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Посредством писем – сакральных текстов – раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются:    13 слайд.

В словесно-стиховом плане – общие фразы.

В смысловом  плане – общее настроение.

В интонационном плане – широкий спектр интонаций.

В культурном плане – принадлежность к образованному кругу.

В этическом плане – как вызов морали и образец морали одновременно.

В эстетическом плане – как высокохудожественный шедевр.

Учитель:

Изящный пушкинский сюжет основывается  на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма – не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем – никогда.

Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина: «…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет», но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма – это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения.

Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее  на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Таким образом, Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя».

Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью.

Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

                                                                                                     14 слайд.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступила слишком поздно:

убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

       Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем.

Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя».

Читайте также:  Главные герои романа пушкина "евгений онегин", их описания и характеристики

Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

V. Рефлексия.

По итогам нашего урока я предлагаю вам написать небольшую по объёму рецензию на урок. И поставить себе оценку за работу на уроке.

VI. Итоги

Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе.

VII. Установка на домашнее задание.

Выучить письмо Татьяны(девочки), Онегина(мальчики).

Список использованной литературы.

Первоисточник:

Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Избранные сочинения Пушкина в двух томах. М. 1978.

Библиография:

Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П. СПб., 1879

Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина. Статьи 8 и 9. – Полн. Собр. соч., т. 7. М., 1955.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». М., 1932.

Дмитриева Н. Изображение и слово. М.1991.

Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч. т. 10, т. 10, М. 1978.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.

Макогоненко Г.П. Избранные работы. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Л. 1987.

Набоков В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Нью-Йорк, 1981.

Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб., 1879

Дмитриева Н. Изображение и слово. М.1991

Литература.

Мультимедийный курс. Пособие для абитуриентов. CD.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/09/dva-pisma-iz-romana-aspushkina-evgeniy-onegin-kak-klyuch-k

Сравнительный анализ писем Татьяны и Онегина

Слова Ахматовой не только передают впечатление от пушкинского романа, но и характеризуют его со стороны поэтики. Ключевым здесь является понятие “облако”: при всей своей очевидности оно изменчиво, неуловимо и постоянно ускользает от определения.

Первое знакомство с « Евгением Онегиным» Собственное сердце уже живёт, « горит и любит», радуется, страдает. Залпом читаешь, не раз возвращаясь к особо поразившим строкам.

« И, как огнём обожжена, остановилася она»

Как угадал поэт мои чувства: увидишь «его» — и сердце обрывается!.

«Энциклопедия русской жизни», по мнению В. Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же любовь. Среди многочисленных и прекрасных талантов А. С. Пушкина был один высокий талант – любить.

Раскройте любую энциклопедию — и вы найдёте множество статей. Также и роман содержит в себе несколько частей, которые при желании можно рассматривать как цельные самостоятельные произведения в контексте цикла. Так, стоит уделить внимание двум письмам — Татьяны и Евгения,- как ключу к пониманию образов главных героев.

В романе «Евгений Онегин» письма играют важную композиционную роль, так как с ними связано использование Пушкиным приема «зеркала» и симметрии в романе.

Первой пишет письмо Татьяна Ларина. Она признается в любви Евгению Онегину, затем следует отповедь героя — это III глава романа, а в VIII главе — все наоборот: письмо пишет Онегин, затем следует отповедь героини.

Интересно то, что письма написаны не онегинской строфой, как весь роман (это вставные элементы), в них отсутствует перекрестная, смежная и опоясывающие рифмы. По стилю они тяготеют к открытой форме.

То, что письма написаны не онегинской строфой, свидетельствует об их подлинности, как считал автор, а он только использовал их в своем произведении.

И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они [iii]вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», и в онегинской хандре.

Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг.

В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых.

Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя», — говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

— Но я не создан дли блаженства,

Ему чужда душа мои.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я.

— Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?).

Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна: ожидание ответа — реакция адресата— два объяснения.

Казалось бы, что здесь такого — герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.

Письма эти, резко выделяясь из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», дают некоторые черты характеров героев, и даже сам автор исподволь выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», здесь — полная свобода пушкинского стиха.

Индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

Письмо Татьяны ярко характеризует героиню как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных французских романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Евгения Онегина.

Следует сказать и то, что Пушкин переводит письмо своей любимой героини («Я должен буду письмо Татьяны перевесть»), так как Татьяна «по-русски плохо знала», имеется в виду, что писать по-русски она не умела («Журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном»).

Далее автор замечает: «Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык». В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: «милое виденье», «кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель. ».

Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: «То в вышнем суждено совете. То воля неба: я твоя. »

В отличие от Онегина, образ Татьяны всегда возносился до «натуры гениальной». По Достоевскому, Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо » она глубже Онегина и, конечно, умнее его» Татьяна проходит сквозь весь роман — “освещена лучом Дианы”.

Между нею и ночным светилом существует некая загадочная связь. Она пробуждается, “когда в лучах луны восток лениво почивает”.

Наступит вечер, “луна обходит дозором дальний свод небес”, няня рассказывает печальную повесть о своём венчании, “сквозь сумрак лунный” явно проступает грядущая суд Татьяна — провинциальная дворянская девушка из обычной семьи того времени.

Становление души героини проходило в полной зависимости от народной культуры, нравов России. Я думаю, она понимала, что живет в стране, где женщина не имеет права голоса; и она готовилась к такой же судьбе, но все же ей казалось, что она заслуживает большего.

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу.

Следует учесть, что письмо Татьяны — перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке — показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени. Конечно, никакого оригинала на французском не было, и письмо — «мифический перевод с чудесного подлинника сердца Татьяны».

Немногие светлые картины, связанные с Татьяной, не разрушают цельности образа сумеречной девы. “Луны при свете серебристом” движется Татьяна. Чем ярче разгорается лунный свет, тем ярче накал чувств героини. Это рассказ о ночи безумной любви, безумной исповеди. Всё вокруг замирает “при вдохновительной луне”.

Интересно, что в первой главе, где нет Татьяны, нет и луны. “Вод весёлое стекло не отражает луч Дианы”. Здесь в луне не видят поэзии. А только “видят в ней замену тусклых фонарей”. В восьмой, тоже петербургской главе это мотив возникает лишь как воспоминание.

Неожиданная не только потому, что наш глаз привык к бледным полутонам её портрета, но ещё и потому, что в пушкинском романе почти отсутствуют цветовые эпитеты. Пушкинский эпитет определяет идею, состояние, но не цвет: пустынный снег, молчаливый кабинет, неугомонный град, пёстрый фараон и тому подобное.

Поэтическая символика, говорившая о полёте вдохновения, о тайне мира, оборачивается плоской аллегорией, подобием блёсток мадригальных, светским комплиментом (красавицы-звёзды; первая красавица — луна).

Письмо Татьяны свидетельствует о сентиментальной моде того времени. Набоков видит это в словах: «Когда я бедным помогала». Вполне возможно, что это указывает и на род занятий в семье: нищим подавать или «молитвой услаждать// Тоску волнуемой души».

Конечно, молитва и подаяние — нравственный долг каждого христианина, но в то же время ольгино дело, как подчёркивает рассказчик, — «чай готовить».

Влияние сентиментальной литературы легко угадать по эпизоду письма «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,// Вся обомлела, запылала// И в мыслях молвила: вот он!».

Лотман сравнивает эти строки с текстом Карамзина: «Наталья в одну секунду вся закраснелась, и сердце её, затрепетав сильно, сказало ей: вот он!». Образы ангела-хранителя и коварного искусителя тоже пришли из сентиментальных книжек. Как полагает Лотман, «Ангел-хранитель» — это книжный герой Грандисон, а «Коварный искуситель»- Ловелас. «

Источник: http://www.hintfox.com/article/sravnitelnij-analiz-pisem-Tatjani-i-onegina.html

Анализ письма Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

Роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал около восьми лет. Он долго добивался поэтического совершенства своего произведения. И только в 1831 году оно вышло в свет.

В самом центре событий романа стоит образ Евгения Онегина. Молодого, симпатичного и умного человека. Он с легкостью мог овладеть девушкой, сказав ей всего несколько красивых слов. Но все это были пустые развлечения.

Онегин всегда был одет модно, всегда был хорош собой. Его мучило светское общество того времени. Евгений не мог переносить все то, что происходило в тех кругах. Он был человеком высокого духовного развития.

Ему была неприятна пошлость и грязь, которая охватила большую часть светского общества того времени.

Из произведения мы узнаем о встрече Онегина с Татьяной Лариной. Татьяна — милая девушка, но далеко не такая, какими были другие барышни. Она не была такой легкомысленной и пустой, какими были другие. Бедная Татьяна, когда впервые увидела Евгения Онегина, вся обомлела, она полюбила его с первого взгляда. Любовь была преданной и настоящей.

Девушка полюбила Евгения всей своей чистой и светлой душой, она искренне полюбила всем своим добрым и чутким сердцем. Героиня наслаждалась каждым его словом, каждым его жестом. Но, увы, к великому сожалению, наш Онегин не ощутил сразу всю ценность и полноту настоящей любви Татьяны.

Он не осознал всю красочность и искренность настоящей любви Татьяны к нему.

Некоторое время наша героиня с великим трудом и мучениями пыталась молчаливо хранить свои чувства. Бедная девушка, которая в одиночку ждала хоть чего-нибудь от своего возлюбленного, не сумела устоять, ее чувства были сильны, и она не могла больше ждать.

Татьяна Ларина решила написать письмо Евгению Онегину. В письме Татьяна открыто поведала Онегину о своих чувствах, она не скрыла ни одного звука, ни одной слезинки своего сердца. В письме она отдала ему всю измученную любовью и страданиями свою душу и сердце.

Как жаль… Как жаль… Почему…

Почему наш Онегин не понял? Почему он не понял сразу всю честность и искренность этого чувства? Татьяна так открыто, так нежно любит его. Но он не понимает, и это приводит читателя в ужас.

Все мышцы тела содрогаются, когда читаешь письмо Татьяны к Онегину, и не можешь поверить в то, какие сильные чувства могут существовать на нашей планете, что такое возвышенное и очень ценное чувство бывает безответным. Татьяна страдает, она не может спать, есть, чувства переполняют ее всю. В ее бедной головке творится что-то непонятное. Ее никто не понимает, никто не может ей помочь.

Слова в письме не могут не затронуть душу человека. Каждое слово, каждый звук в письме проникнуты чем-то необычным, какой-то могущественной силой, силой самого чистого чувства — чувства любви.

Но, к огромному сожалению, всю суть и смысл чувств Татьяны Евгений понял очень поздно. И мне очень жаль, что такое важное и сильное чувство не соединило двух любящих людей.

Сочинения по теме:

  • Общечеловеческие ценности А.С.Пушкина в произведениях «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» сочинение
  • Духовное богатство произведений А.СПушкина как отражение его личности сочинение
  • Духовный мир Татьяны Лариной — главной героини романа «Евгения Онегина» А.С.Пушкина (по страницам письма Татьяны) сочинение
  • Женский идеал А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/analiz-pisma-tatyany-iz-evgeniya-onegina-a-s-pushkina

Анализ писем Татьяны и Онегина

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Анализ писем Татьяны и Онегина!!! =>>>

Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна полная свобода пушкинского стиха.

Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать…

Знаменитые строки! В них — вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в любви мужчине.

Что подвигнуло провинциальную барышню на такую смелость, кроме сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности.

Она предполагает, что, «смирив души неопытной волненья», могла бы быть счастлива с другим. В этих словах есть доля столь несвойственного ей кокетства. Но тут же искренние чувства берут верх:

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я! Татьяна и здесь, и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки:

Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна.

На что надеялась, что искала она в Онегине?.. Понимания. Онегин с его светским воспитанием казался ей, деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным ее понять. Но тут же Татьяна осознает ужас своего поступка;

Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…

Читайте также:  Пушкин. "сожженное письмо" (анализ стихотворения)

Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила, Такая уж она — Татьяна Ларина, героиня романа. Не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить.

Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности и пишет любовное письмо замужней даме: Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Вага гордый взгляд изобразит!.. Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека.

Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду, следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами… И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек.

Прежний Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает себя побежденным:

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны.

«Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, А она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…» Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно.

Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования. И два письма, таких близких по смыслу и таких разных по выражению, являются этапами этого сложного пути.

Сочинение опубликовано: 05.10.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Анализ писем Татьяны и Онегина

Источник: http://www.getsoch.net/analiz-pisem-tatyany-i-onegina/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Казалось бы, что здесь такого — герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.

Письма эти, резко выделяясь из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», дают некоторые черты характеров героев, и даже сам автор исподволь выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», здесь — полная свобода пушкинского стиха. Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать…

Уже в этих строках — вся Татьяна. Гордость ее, ее понятие о приличиях страдают от одного — ей приходится первой признаваться в любви мужчине.

И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности.

Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх и выплескивается:

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я …

Резкий, внезапный переход на «ты» — наверняка случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь — и в последующих строках — предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание … Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, .безнравственного в глазах света ( но не в ее собственных!), и пишет:

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.Онегин не таков.

Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности (пишет любовное письмо замужней даме!):

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье,

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!..

Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

— вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это — совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот — может:

И, зарыдав у ваших ног,

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог,

А между тем притворным хладом

Вооружать и речь и вздор…

Онегин — не Татьяна. Он не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться.

И в итоге герой признает себя побежденным:

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: Я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: Я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…».

Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно.

Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=79770

Объяснение Онегина с Татьяной. Анализ эпизода (но роману «Евгений Онегин» Пушкина А.С.)

В центре романа «Евгений Онегин» — история любви, история несостоявшегося счастья. Причем любовные сюжеты героев композиционно симметричны: любовь Татьяны, ее письмо, объяснение Онегина и Татьяны в саду — и любовь Онегина, его письмо, объяснение героев в доме князя.

В этих сюжетах наиболее полно раскрываются характеры героев, их образ мыслей, внутренний мир, мечты и помыслы.Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Реакция его в данной ситуации могла бы быть вполне определенной, предсказуемой. Однако он ни на миг не допускает возможности воспользоваться ее наивностью и неопытностью.

И в этом отношении он благороден: он далек от мыслей о легком, ни к чему не обязывающем флирте. Но точно так же герой далек и от мысли о подлинной, настоящей любви.Читая суровую «проповедь» Татьяне, Онегин старается быть искренним и объективным. Он объективно оценивает свой характер, привычки, образ жизни.

Однако в самой объективности этой оценки то и дело проскальзывает скептицизм. Онегин все испытал в жизни, все познал в ней. Друзья и дружба, светские удовольствия, балы, женщины, флирт — все это быстро наскучило ему. Он видел светские браки и, вероятно, разочаровался в них. Супружество для него теперь не блаженство, а мука.

Онегин безоговорочно уверен, что в сердце его нет места для любви:Мечтам и годам нет возврата;Не обновлю души моей…Я вас люблю любовью братаИ, может быть, еще нежней…Герой считает себя прекрасным знатоком женской психологии.

Находясь в плену привычных стереотипов, он думает, что распознал натуру Татьяны, ее характер:Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты;Так деревцо свои листыМеняет с каждою весною.Так, видно, небом суждено.Полюбите вы снова…В. Непомнящий отмечает здесь нелепость сравнения Татьяны с «деревцом». Человек в понятиях героя сравнивается с деревом, с неживой природой.

Обычно такого рода сравнения используются совсем в другом контексте: сравнением с деревом подчеркивают глупость человека или же его бесчувственность. Онегин же, напротив, здесь говорит о живых, подлинных чувствах. Не означает ли это сравнение бессознательную проекцию героем собственного (бесчувственного) мировосприятия на духовный мир Татьяны?Их будущей семье Онегин уготовил незавидную участь:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!…Евгений снисходителен и исполнен сознания собственного превосходства, великодушия, благородства в объяснении с Татьяной. Отказываясь от любви, он ощущает себя мудрым и опытным мужчиной.

На самом деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех: «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт». Как замечает С. Г. Бочаров, отношения Евгения и Татьяны завязываются уже здесь.

Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». Но получив письмо Татьяны, Онегин «живо тронут был»:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылой;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.Характерно, что примерно так же автор описывает Онегина и в финале романа, когда герой уже осознает свои чувства:

Что с ним? в каком он странном сне!

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

Онегин «в странном сне», но душа его погрузилась в этот сон раньше — когда он впервые увидел Татьяну.

Однако Евгений не хочет признать этого. Он даже мысли не допускает о зарождающейся любви, приняв свое волненье за «чувствий пыл старинный». «Рано чувства в нем остыли», — замечает о своем герое Пушкин.

Да и существовали ли эти чувства в действительности? Наслаждаясь молодостью и светскими развлечениями, Онегин преуспел лишь в «науке страсти нежной».

Флирт, бурные романы, интриги, измены, коварство — все присутствовало в сердечном арсенале героя. Однако там не было места искренности:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать…Нигде здесь не говорится о любви. Видимо, это чувство было недоступно Онегину. Светская жизнь была полна условностей, лжи и фальши — в ней не было места чистому, искреннему чувству. В объяснении с Татьяной Онегин впервые в жизни искренен.

И вот парадокс — герой обманывается в своей искренности. Онегин доверяет здесь лишь своему рассудку и жизненному опыту, не доверяя своей душе.Онегин не только разучился «слышать» и понимать окружающих — он разучился «слышать» самого себя.

Все мысли, выводы героя во время его объяснения с Татьяной безоговорочно подчинены его прошлому жизненному опыту, замкнуты в плену привычных для него стереотипов. Однако, по Пушкину, жизнь гораздо шире, мудрее, парадоксальнее существующего опыта одного человека.

И герой начинает осознавать это в финале романа.

В композиционном отношении сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду является развязкой в сюжете, связанном с образом Татьяны. Рассмотрим языковые средства, используемые здесь автором.

Роман Пушкина расчленен на строфы, что позволяет читателю «чувствовать, в каком месте повествования он находится, ощущать пропорции сюжета и отступлений от него».

Онегинская строфа — это строфа из четырнадцати стихов четырехстопного ямба, в нее входит три четверостишия (с перекрестной, парной и с охватной рифмовкой) и заключительное двустишие: АбАб ВВгг ДееД жж (большие буквы — женские рифмы, маленькие — мужские).Как замечает М. Л.

Гаспаров, онегинская строфа дает «достаточно богатый ритм: умеренная сложность — простота — усиленная сложность — предельная простота. В этот ритм хорошо укладывается содержательная композиция онегинской строфы: тема — развитие — кульминация — и афористическая концовка». Все эти компоненты легко вычленяются в строфах четвертой главы. Например, одиннадцатая строфа.

Здесь вычленяется тема («посланье Тани»), развитие ее («Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил…»), кульминация («Быть может, чувствий пыл старинной Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной»), концовка («Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним»).

Пушкин использует в этом эпизоде эмоциональные, выразительные эпитеты («бурных заблуждений», «необузданных страстей», «ветреным успехом», «бледный цвет», «вид унылой», «сладостный, безгрешный сон», «души доверчивой», «любви невинной», «чистой, пламенной душой», «строгою судьбой», «легкие мечты»), метафоры («Язык девических мечтаний В нем роем думы возмутил»), перифразы («какие розы нам заготовит Гименей»). Здесь находим «высокую» лексику («внимая», «думы», «дева», «молвил»), архаизмы («ввечеру», «недоброхотство»), слова «низкого», разговорно-бытового стиля («пенять», «бесить»), галлицизм («вист»), определение, образованное от литературного термина («без блесток мадригальных»), славянизмы («младая», «вкруг»).

Пушкин использует в этом эпизоде сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, вводные конструкции («поверьте», «верно б»), прямую речь.Здесь практически нет литературных реминисценций. Как замечает Ю. М.

Лотман, на письмо Татьяны, готовой и к «счастливым свиданьям, и к «гибели», Онегин отвечает «не как литературный герой…, а просто как хорошо воспитанный светский…

вполне порядочный человек» — тем самым Пушкин демонстрирует «ложность всех штампованных сюжетных схем».

Таким образом, трагедия Онегина — это не только трагедия «лишнего» человека своего времени. Это и трагедия несостоявшейся любви, драма несостоявшегося счастья.

Источник: http://lit-helper.com/p_Ob-yasnenie_Onegina_s_Tat-yanoi__Analiz_epizoda_no_romanu_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S

Ссылка на основную публикацию