«всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела…»- отрывок из «евгения онегина» пушкина

Краткое содержание: «Евгений Онегин» — Глава 2

Обосновавшийся в деревне Онегин решает провести некоторые преобразования:

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил.

С соседями Онегин не имеет желания общаться. Вскоре в свою деревню по соседству приезжает помещик Владимир Ленский.

Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

По природе своей Ленский — романтик.

Он пел любовь, любви послушный… Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль…

Хотя в семьях соседей Ленский «принят как жених», сам он с удовольствием общается только с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые.

Онегин и Ленский становятся «от делать нечего друзья». Ленский с отрочества влюблен в Ольгу Ларину. Пушкин дает портрет Ольги:

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

У Ольги есть старшая сестра Татьяна. Портрет Татьяны:

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Она любила на балконе Предупреждать зари восход…

Ей нравится читать романы, которые ей рекомендует родственница, княжна Алина. Следует история княжны Алины: молодой девушкой она влюбилась в военного, но родители выдали ее замуж без ее согласия. Супруг увез Алину в деревню, где она скоро забыла свою пылкую любовь и с увлечением занялась хозяйством:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Следует описание помещичьего быта, жизни родителей Ольги и Татьяны:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели, Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюдо по чинам.

Владимир Ленский посещает могилу отца Ольги, пишет «надгробный мадригал». Глава оканчивается философским лирическим отступлением о смене поколений.

Глава 3

Ленский начинает проводить все свое свободное время у Лариных. Онегин просит приятеля при случае представить его. Онегина охотно принимают, угощают. На Онегина большее впечатление производит Татьяна. Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне, распространяются сплетни, что уже и «свадьба слажена». Что же касается Татьяны, то:

Пора пришла, она влюбилась…

Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь, И дождалась…

Теперь, перечитывая любимые романы, девушка воображает себя одной из героинь, действуя по стереотипу, собирается писать письмо своему возлюбленному. Однако Онегин не романтический герой:

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою.

Однажды ночью, разговаривая с няней о старине, Татьяна признается, что влюблена, но не называет избранника своего сердца.

Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. Не говорит она: отложим — Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем; Сперва тщеславие кольнем Надеждой, там недоуменьем Измучим сердце, а потом Ревнивым оживим огнем; А то, скучая наслажденьем, Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов.

Татьяна пишет Онегину письмо по-французски, т. к. «она по-русски плохо знала».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Краткое содержание: «Евгений Онегин» — Глава 2. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/kratkoe-soderzhanie-evgenij-onegin-glava-2/

Цитатная характеристика Ольги Лариной из «Евгения Онегина»

Ольга Ларина – персонаж романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин». Ольга – младшая сестра героини, Татьяны Лариной. Как и Таня, Ольга выросла в сельской местности, под заботливым крылышком родителей.

Невинной прелести полна

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный…

Оля живая, симпатичная, любит игры, танцы, смех и развлечения. У нее много подружек. В Ольгу влюбляется молодой приезжий поэт – Владимир Ленский. Ольга становится его музой: «Она поэту подарила Младых восторгов первый сон…»

Ольга радует взор матери и всех окружающих. На вид это – идеальная девушка, в которую невозможно не влюбиться, которой нельзя не восхищаться. Однако Оля поверхностна.

Чуткости и душевной глубины в ней нет, в отличие от старшей сестры. Ольга украшает дом Лариных, но неспособна на большее.

Она не блещет умом, не стремится к знаниям и не пытается развивать в себе что-то, кроме того, чем уже обладает.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела.

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви – мила.

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге…

Но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно…»

Онегину Ольга не понравилась, он не нашел в ней душевной составляющей. Со свойственной ему манерой презирать женщин, Онегин высказывает Ленскому:

«Я выбрал бы другую,

Когда бы был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет…

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне»

.

Любовь Ольги и Ленского детская, романтическая. Они гуляют рука об руку в саду, сидят подолгу вдвоем. Чувство Ленского граничит с обожанием.

Он прилежно украшает своей невесте листки альбома, читает ей нравоучительные романы, бережно опуская в них слишком интимные подробности, чтобы не смутить подругу. Ольге нравится его влюбленность, ей нравится быть невестой, нравится поклонение молодого человека.

По сути, она им управляет и получает от этого удовольствие. Ольга порхает, ни о чем не задумываясь, не пытаясь проникнуть в глубину души жениха и оценить его чувства:

«Авроры северной алей

И легче ласточки…»

Оля ничего дурного не видит в том, чтобы флиртовать с другими мужчинами в присутствии жениха. Точнее – Ольга просто не обращает внимания на жениха, когда это делает. Ее флирт с Онегиным вызвал смертельные ревность и огорчение у Ленского, а сама Оля этого не замечает, и назавтра и не помнит о своем поступке:

«Не тут-то было: как и прежде,

На встречу бедного певца

Прыгнула Оленька с крыльца,

Подобно ветреной надежде,

Резва, беспечна, весела…»

Ясность взгляда, нежная простота, румяная свежесть, резвость, женская красота, сулящая здоровых детей – это достоинства Ольги.

Никаких предчувствий о смерти любимого человека у Оли не было, в отличие от старшей сестры. После гибели жениха на дуэли, Ольга на какое-то время сближается с сестрой, обнявшись, плачет с ней на могилке.

Но недолго горюет невеста о женихе, мечтавшем защитить ее честь на дуэли. Через какое-то время в поле зрения сестер появляется военный: «пришел, увидел, победил».

Оленька выходит за него замуж, «своей печали неверна».

«Другой увлек ее вниманье,

Другой сумел ее страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить,

Улан любим ее душою…

И вот уж с ним пред алтарем

Она стыдливо под венцом

Стоит с поникшей головою,

С огнем в потупленных очах,

С улыбкой легкой на устах».

Ольга Ларина уезжает из родных мест в новую семью, где теперь будет радовать мужа, как радовала родителей, наливать чай гостям, как делала это дома, легкомысленно щебетать, рожать детей, вести дом и хозяйство. Александр Пушкин ничего не говорит о том, будет ли Оля счастлива. Наверное, Ольга Ларина даже об этом не задумывается. У нее нет привычки задумываться.

Цитатная характеристика Татьяны Лариной, цитаты к образу

Цитатная характеристика Ленского из романа «Евгений Онегин»

Любовная тема в лирике Пушкина

Сочинение «Сон Татьяны» по «Евгению Онегину»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=166

«Евгений Онегин»: роман, опера, фильм. Что странного в Ольге?

Лизавета Андреевна Лавровская (1845 — 1919) — певица-контральто, с которой Чайковский поделился муками творчества: нет сюжета для оперы.

Добавить что-то к тому, что написано о «Евгении Онегине» — практически невозможно. История двух молодых людей (а потом уже — и не совсем молодых), история двух девушек-сестер… Обе истории обозначены в романе штрихами, выхваченными яркими событиями: знакомство, дружба (если ее можно так назвать), дуэль, смерть поэта, замужество Ольги, замужество Татьяны, безответное чувство Онегина…

Кто они были, герои романа? Юноши по 18 лет каждому. Онегин вырос в России, там же получил образование (по крайней мере, заграница в его биографии не обозначена). Модник, ловелас, обольститель — заметим, успешный и многоопытный:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!

Его главная черта в этот период — безразличие к людям. И злость:

Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил!

Какие сети им готовил!

Да, и лицемерие:

Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья…

В восемнадцать лет он уже пресытился столичной жизнью (можно себе представить, насколько она была бурной и бесцельной!) и, получив наследство, уезжает в деревню. По случаю, он соседствует с Владимиром Ленским, который тоже наследует имение, и ему тоже восемнадцать лет. Но он приехал из-за границы, из Геттингена. Что он там изучал — неясно, а вернулся оттуда мечтателем, поэтом:

Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Бесхитростный простак — так можно его охарактеризовать:

Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна, Что, безотрадно изнывая, Его вседневно ждет она; Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника…

И в то же время он изображал из себя человека, познавшего всё:

Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет. В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут — мигом утешался; Изменят — рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья…

Естественно, что молодой, красивый, богатый стал желанным гостем в домах, где были невесты:

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть…

Итак, два молодых человека сошлись от скуки, от скуки ездят в гости друг к другу, о чем-то говорят (естественно, о семейной и не семейной жизни тоже). И если Онегин уже остыл в своих чувствах, то у Ленского — наоборот, любовь расцвела во всю мощь (хотя, как было сказано, он вовсе не стремился жениться):

Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена: Всегда, везде одно мечтанье, Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль.

Кто предмет его мечтаний? Ольга Ларина, соседка, с которой вместе они росли:

Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы

Он разделял ее забавы…

Совершенно неясно, в каком возрасте они расстались. Возможно, разлука длилась год или два. Ленский, видимо, не закончил курс, вернулся в Россию, чтобы наследовать имение. Он, вернувшись, влюбился. А что делает влюбленный поэт? Пишет стихи. Какой он ее видел?

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

Онегин узнает о пристрастии Ленского к соседке и напрашивается поехать к ней вместе.

Друзья в гостях — и тут появляется Татьяна. Пушкин не придал ей никаких осязаемых черт. Но Ольгу в этой сцене он описывает с позиции Онегина:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне…

(речь идет о «Мадонне с куропатками» работы Ван Дейка, Эрмитаж).

На балу Онегин танцует с Ольгой, Ольга обещает ему еще танец, Ленский взбешен, он уходит с намерением стреляться. А что произошло? Практически ничего: предмет его поклонения выказал не Бог весть какие знаки внимания другому. И этого другого надо проучить, ему надо показать, что честь поэта задета и требует отмщения. Итак, дуэль, убийственный выстрел.

Онегин расстроен, Ольга тоже, но через недолгое время она вышла замуж — и тем утешилась.

Онегин и Татьяна встречаются через сколько-то лет: Татьяна замужем, Евгений — неженат. Его попытка сблизиться с ней провалилась: «О, жалкий жребий мой!»

Вот вчерне общая картина. По роману было написано либретто оперы «Евгений Онегин», музыка Петра Ильича Чайковского изумительна! Но в опере есть небольшая, можно сказать, микроскопическая особенность — ария Ольги.

Автор текста арии — либреттист, у Пушкина таких строчек в романе нет, Ольга бессловесна, если не считать ее вопросов к Ленскому: «Зачем вечор так рано скрылись?» и «Что с вами?» Видимо, нужно было хоть как-то обозначить и Ольгу, и ее отношения с Татьяной — они бегают по пшеничному полю, а Ольга поет свою арию:

Я неспособна к грусти томной, Я не люблю мечтать в тиши Иль на балконе ночью темной Вздыхать, вздыхать, вздыхать Из глубины души. Зачем вздыхать, когда счастливо Мои дни юные текут. Я беззаботна и шаловлива,

Меня ребенком все зовут.

Две последние строчки поются в нижнем регистре, на пределе возможностей контральто, да еще и с замедлением — явное противоречие с игривостью.

Почему Чайковский дал Ольге такую музыкальную характеристику? Либреттист и композитор создали такой характер, который совершенно не соответствует мироощущению Ленского.

И это понял Онегин, который сказал об Ольге: «кругла, красна лицом она как эта глупая луна на этом глупом небосводе», чем нанес Ленскому первую рану (кстати, Ольгу в фильме играет Светлана Немоляева, в то время круглолицая и довольно упитанная).

Одна из версий: композитор заранее определил, что Ольга — это Лавровская, и дал ей арию по ее возможностям. Неизвестно, пела ли Лавровская в «Евгении Онегине». Скорее всего, она отказалась — слишком маленькая партия, эпизод.

Читайте также:  Образ ольги лариной в романе пушкина "евгений онегин": описание и характеристика

Вторая версия: либреттист и композитор специально «выдали» Ольге такую музыкальную характеристику, чтобы у слушателей не было иллюзий по поводу ее отношения к Ленскому — «беззаботна и шаловлива».

Может быть, обе версии верны. Уточнить не у кого.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/72765/

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Прочитать роман в стихах (полное содержание) можно здесь

Скачать роман (аудиокнига) можно здесь

Предлагаю вам слушать онлайн и скачать аудио роман великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» здесь

Ленивые могут прочитать краткое содержание романа (по главам)  здесь

Система уроков по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»(сайт Перовой И.Н.) здесь

Экранизация романа (смотреть онлайн фильмы):

  • Англо-американская экранизация романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Режиссер — Марта Файнс (Martha Fiennes).Жанр: драма, мелодрама.В главных ролях: Лив Тайлер (Татьяна), Рэйф Файнс (Евгений), Тоби Стивенс (Владимир Ленский). 1999 год.

Смотреть здесь

  • Фильм — опера по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского.Режиссер: Роман Тихомиров.В ролях: Вадим Медведев, Ареадна Шенгелая, Светлана Немоляева,Игорь Озеров, Иван Петров и др. 1958 год.

Смотреть здесь

Анализ романа можно прочитать здесь

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в таблицах  здесь

Лекции по роману:

  • Лекция 1(Александр Архангельский)
  • Лекция 2 (Дмитрий Быков)

Видеоуроки по роману:

  • Автор и его герои в образной системе романа. Онегин и Ленский 

  • Литературно — исторический контекст романа

  • Онегинская «хандра» в «собранье пёстрых глав»
  • Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина 

Вопросы (тест) по роману с ответами:

  1. Кому посвящён роман «Евгений Онегин»?

  2. Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?

  3. Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?

  4. Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр?

  5. В каком городе родился Евгений Онегин?

  6. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?

  7. «… Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, давки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах». Описание какого города приводится здесь?

  8. Назовите отчество Татьяны Лариной.

  9. Как звали гувернёра Евгения Онегина?

  10. Как звали сестру Татьяны?

  11. Как звали няню Татьяны?

  12. Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «…смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»?

  13. Как звали московскую тётку Татьяны Лариной?

  14. Назовите фамилию оружейного мастера — конструктора пистолетов, на которых стрелялись Онегин и Ленский.

  15. Как, согласно гаданию, должны были звать будущего мужа Татьяны Лариной?

  16. Кто был секундантами на дуэли Онегина и Ленского?

  17. Назовите автора сонника, который читала Татьяна?

  18. Книгу какого поэта читал Ленский перед дуэлью?

  19. Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?

  20. На скольких шагах стрелялись Онегин и Ленский?

  21. В каком возрасте мы застаём Онегина в финале романа?

  22. В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?

  23. «…Гребёнки, пилочки стальные, Кривые ножницы, прямые И щётки тридцати родов — И для ногтей и для зубов». Кому принадлежали все эти предметы?

  1. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…».Чьё описание приведено здесь?

  2. Чей портрет украшал кабинет Онегина?

  3. «И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом». Кого изображала эта фигурка, стоявшая на столе Онегина?

  4. «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». О ком идёт речь в этом отрывке?

  5. «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». О ком идёт речь в этих строчках?

  6. «Корсет носила очень узкий И русский Н как N французский произносить умела в нос…». О ком пишет Пушкин?

  7. «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О ком идёт речь?

Ответы.

  1. Плетнёву.

  2. Стихотворение «Первый снег» П. А. Вяземского.

  3. Д. И. Фонвизина.

  4. А. Истоминой.

  5. В Петербурге.

  6. Из Германии.

  7. Описание Москвы.

  8. Дмитриевна.

  9. Мсье Лаббе.

  10. Ольга.

  11. Филипьевна

  12. Мсье Трике.

  13. Алина.

  14. Лепаж.

  15. Агафон.

  16. Зарецкий — со стороны Ленского, Гильо — со стороны Онегина.

  17. Мартын Задека.

  18. Шиллера.

  19. Котильон.

  20. На 32.

  21. 26 лет.

  22. В шахматы.

  23. Онегину.

  24. Описание Ольги.

  25. Портрет Байрона.

  26. Наполеона.

  27. О Татьяне Лариной.

  28. Об Евгении Онегине.

  29. О матери Татьяны Лариной.

  30. О Ленском.

Источник: http://vinegretis.blogspot.com/2014/04/blog-post_27.html

Евгений Онегин.Про кого идёт речь в данных отрывках?

1)Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

2)Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

3)Ее изнеженные пальцы

Не знали игл; склонясь на пяльцы,

Узором шелковым она

Не оживляла полотна

4)

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный

5)Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

6)ика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой

7)Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

8)Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

9)Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена:

10)Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

11)Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет

12)Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я

13)Что с ним? в каком он странном сне!

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

Досада? суетность? иль вновь

14)Прошли бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился

15)Другой увлек ее вниманье,

Другой успел ее страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить,

16)Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар,свои мечты

17)Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

18)С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

19)Сосед наш неуч, сумасбродит,

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

20)Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он;

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

21)Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

22)Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

23)Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем, очень недурной

24)Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам

25)он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

26)Господ соседственных селений

Ему не нравились пиры;

Бежал он их беседы шумной.

27)Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

28)Она любила Ричардсона

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, чтоб Грандисона

Она Ловласу предпочла;

30)Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своем родном,

31)Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

32)Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл;

33)Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три роман

34)Стал вновь читать он без разбора.

Прочел он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Sta?l, Биша, Тиссо,

35)Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,?

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2764527-evgenij-oneginpro-kogo-idjot-rech-v-dannyh-otryvkah.html

Сюжетно-композиционные особенности романа «Евгений Онегин» Пушкина А.С

Одной из замечательных особенностей пушкинского гения является гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определенность, стройность и соразмерность — основные композиционные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «конец гармонирует с началом». Действительно, одним из излюбленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно началось.

Образцом подобной композиции является роман «Капитанская дочка», где действие начинается и завершается в поместье Гриневых.

Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной композицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в романе как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.В «Евгении Онегине» два главных героя, которые поставлены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием действия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом антитетичны по своему смыслу и содержанию.Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни.

Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют собой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составляет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз-гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка.

Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тянется к культуре русской, которая началась для нее с русских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера.

Его водят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противостоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружающих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность.

Он обычный светский повеса, ловкий и любезный молодой человек, живущий в полной гармонии с окружающими. И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны — ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина сопровождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно…Нет…

Как! из глуши степных селений…»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых догадок, «все тихо, просто было в ней».Развитие действия в сюжетной линии Татьяны — дальнейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;Пора пришла, она влюбилась.Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, однако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллектуальных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюбленных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он». В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины.

Там была надежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается читатель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г. Белинский), во втором любовь уже свободна от литературного влияния.Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой признанья». Это кульминация первого сюжета.

В этом письме раскрывается мировосприятие героини — ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив покорности судьбе:Быть может, это все пустое,Обман неопытной души!И суждено совсем иное…Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам.

Если в письме Татьяны основной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах , Как и в письме Татьяны, здесь возникает мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе».

В действиях же Онегина все то же неуважение к настоящему положению вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассматривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь».

За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петербурге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, пораженный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается растерянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа). Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д.

Благой, «в последней главе „Евгения Онегина» заключается как бы два слитых воедино конца: конец всего произведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе.,.».Водоразделом между любовными историями героев в романе является дуэль, которая заканчивается смертью Ленского. Смерть Ленского — переломный момент в содержании романа, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность любовных сюжетов.

Читайте также:  "выстрел" - повести белкина: анализ произведения а.с. пушкина

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и налево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Онегин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги — юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Исследователи также неоднократно отмечали противопоставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и восторженный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглубленная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.Характерно, что в романе есть еще один персонаж — сам автор.

Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин» — это единство автора; это „роман автора», внутри которого заключен „роман героев»».

Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в трудную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом.

В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о прихотливости желаний. Лирические отступления в романе «исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною» (В. Г. Белинский).

Именно образ автора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жизни», во многом определяет энциклопедизм романа.Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фольклором, народными обрядами.

Ей снится медведь, избушка, различные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за столом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:Спор громче, громче; вдруг ЕвгенийХватает длинный нож, и вмигПовержен Ленский…

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описанием поместных дворян, приехавших на именины к Лариным2. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиночество в окружающей поместной среде, в родной семье.Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей.

Стиль их различен — от картин природы в духе французского сентиментализма до русских реалистических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкинскому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологизмом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:Вот мой Онегин на свободе;Острижен по последней моде;Как dandy лондонский одет…По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил…

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, поведение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер.

Ленский — «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внутренний мир, характер.

В портрете же Онегина были подчеркнуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собственно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.Характерен в романе портрет Ольги.

Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной акцент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, заурядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет…

Наиболее подробное описание обстановки в романе — петербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском доме.

Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона).

Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, камин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин подчеркивает простоту образа жизни поместных дворян, их гостеприимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы современного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества… великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

Источник: http://lit-helper.com/p_syujetno-kompozicionnie_osobennosti_romana_evgenii_onegin_pushkina_a_s

Пушкин: Евгений Онегин (стр. 1 из 2)

Глава 1

Евгений Онегин, «молодой повеса», едет получать наследство своего дяди. Следует биография Евгения Онегина.

Судьба Евгения хранила:

Сперва madame за ним ходила,

Потом monsieur ее сменил.

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…

Лучше всего Онегин овладел «наукой страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Образ жизни и распорядок дня Онегина типичен для молодых людей его круга и возраста:

Бывало, он еще в постеле,

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле?

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть не мудрено.

Онегин — «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис». Пушкин описывает кабинет Онегина и манеру своего героя одеваться:

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, —

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил…

Переодевшись, Онегин отправляется на бал. Лирическое отступление о балах и о женских ножках (о лирических отступлениях см. ниже). С бала Онегин едет спать (уже утро). Лирическое отступление о жизни делового Петербурга. Задаваясь вопросом, был ли его герой счастлив такой жизнью, Пушкин пишет:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Онегин подвержен хандре, охладевает к жизни и женщинам. Онегин пытается заняться сочинительством, но необходимость упорно трудиться отпугивает его, и он ничего не пишет. «Читал, читал, а все без толку». В то время с Онегиным знакомится автор:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Вместе они собирались было пуститься в путешествие, но расстались: отец Онегина умер, имущество разошлось по кредиторам. Затем Онегин получает известие, что дядя, оставляющий ему наследство, находится при смерти. Приехав, Онегин застает дядю уже покойным.

Вот наш Онегин — сельский житель,

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный, а досель

Порядка враг и расточитель,

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.

Впрочем, жизнь в деревне очень скоро наскучивает Онегину — в отличие от автора, который «предан душой» «деревенской тишине».

Глава 2

Обосновавшийся в деревне Онегин решает провести некоторые преобразования:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

С соседями Онегин не имеет желания общаться. Вскоре в свою деревню по соседству приезжает помещик Владимир Ленский.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

По природе своей Ленский — романтик.

Он пел любовь, любви послушный…

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль…

Хотя в семьях соседей Ленский «принят как жених», сам он с удовольствием общается только с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Онегин и Ленский становятся «от делать нечего друзья». Ленский с отрочества влюблен в Ольгу Ларину. Пушкин дает портрет Ольги:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

У Ольги есть старшая сестра Татьяна. Портрет Татьяны:

Дика, печальна, молчалива, ,

Как лань лесная боязлива…

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход…

Ей нравится читать романы, которые ей рекомендует родственница, княжна Алина. Следует история княжны Алины: молодой девушкой она влюбилась в военного, но родители выдали ее замуж без ее согласия. Супруг увез Алину в деревню, где она скоро забыла свою пылкую любовь и с увлечением занялась хозяйством:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Следует описание помещичьего быта, жизни родителей Ольги и Татьяны:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюдо по чинам.

Владимир Ленский посещает могилу отца Ольги, пишет «надгробный мадригал». Глава оканчивается философским лирическим отступлением о смене поколений.

Глава 3

Ленский начинает проводить все свое свободное время у Лариных. Онегин просит приятеля при случае представить его. Онегина охотно принимают, угощают. На Онегина большее впечатление производит Татьяна. Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне, распространяются сплетни, что уже и «свадьба слажена». Что же касается Татьяны, то:

Пора пришла, она влюбилась…

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась…

Теперь, перечитывая любимые романы, девушка воображает себя одной из героинь, действуя по стереотипу, собирается писать письмо своему возлюбленному. Однако Онегин не романтический герой:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Однажды ночью, разговаривая с няней о старине, Татьяна признается, что влюблена, но не называет избранника своего сердца.

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Не говорит она: отложим —

Любви мы цену тем умножим,

Вернее в сети заведем;

Сперва тщеславие кольнем

Надеждой, там недоуменьем

Измучим сердце, а потом

Ревнивым оживим огнем;

А то, скучая наслажденьем,

Невольник хитрый из оков

Всечасно вырваться готов.

Татьяна пишет Онегину письмо по-французски, т. к. «она по-русски плохо знала ».

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела,

Читайте также:  Поведение князя верейского и владимира дубровского в доме троекурова в романе пушкина

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи,

Но, говорят, вы нелюдим,

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой…

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно… нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала,

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль с отрадой и любовью

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты? Мой ангел ли хранитель

Источник: http://MirZnanii.com/a/123743/pushkin-evgeniy-onegin

Официальный сайт МБОУ «СОШ №97″(очно-заочное отделение) — Урок литературы. «Я так люблю Татьяну милую мою»

Методическое пособие «Гуманная педагогика, как открытая творческая система»,

— МАОУ ДПО ИПК, 2009 г., Новокузнецк (под. Ред. Ивановой Г.А.)

Урок литературы (консультация)

«Я так люблю Татьяну милую мою»

 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Цели консультации: 1. Познакомить учащихся с образом Татьяны Ларины, особенностями её духовного мира. 2. Развить навыки выразительного чтения поэтического текста, его эстетического восприятия. 3. Воспитать интерес учащихся к поэтическому слову, чувство собственного достоинства.

Ход консультации

Мы продолжаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня мы поближе познакомимся с Татьяной Лариной. Она  – «милый Идеал» автора, участница основного сюжетного действия романа, в котором её роль сопоставима с ролью Евгения Онегина. Сегодня на консультации мы с вами ответим на важный вопрос: «Почему же Татьяна любимая героиня автора?»

— Когда на страницах романа мы впервые знакомимся с Татьяной Лариной? (Во 2-ой главе «Деревня», после знакомства с её сестрой Ольгой).

— Как Пушкин описывает Татьяну? (Уже в первых стихах,  которые были посвящены Татьяне, мы чувствуем, что речь пойдёт о лице примечательном, не менее важном, чем Онегин.)  (2гл, 25 строфа, стр.40).

— Давайте проследим по тексту, как Татьяна ощущала себя в семье, была ли похожа на сверстниц? (Она была в семье одинока, куклы, шитьё, игры – традиционные забавы не интересовали её).  (2 гл., 25строфа, стр.40)

— Каковы были взаимоотношения в семье у Ольги и у Татьяны? (Татьяна – «в семье своей родной казалась девочкой чужой», Ольга – была как все, близка и понятна семье).

— Рассмотрим характер двух сестёр. Опишите его. (Татьяна – «дика, печальна, молчалива», Ольга – «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила…»).  (2гл., 28-29 строфа, стр. 39-40)

— Опишите интересы сестёр. (Татьяна – «любила на балконе предупреждать зари восход… ей рано нравились романы», интересы Ольги изменчивы).

— Почему Пушкин так подробно описывает  внешний вид Ольги, а в портрете Татьяны отмечает «лишь, что она «не блещет красотой»? (Красота не главное в героине. Её богатый внутренний мир делает её непохожей на окружающих и очень привлекательной).

— Кто вам больше нравится: Ольга или Татьяна? Обоснуйте ответ.

— А для вас, что является главным в человеке: его внутренняя красота или внешняя? Для меня очень важно это знать.

— Давайте посмотрим, что происходило с Татьяной Лариной со второй по пятую главы романа.

Выступление №2. (Во второй – пятой главах Татьяна предстаёт человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушённая сентиментальными романами. Автор, характеризуя героиню, указывает, прежде всего, на круг её чтения. Романы, подчёркивает автор, ей «заменяли всё».

Действительно, мечтательная, отчуждённая от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна всё окружающее воспринимает как ещё не написанный роман, себя воображает героиней любимых книг. Татьяна, ожидающая «кого-нибудь» похожего на  героев романов, увидела в Онегине именно такого героя.

«Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не  Грандисон»,  иронизирует Автор. Поведение влюблённой Татьяны строится по известным ей романным моделям. Её письмо, написанное по-французски, — эхо любовных посланий героинь романов.

Автор переводит письмо Татьяны, но его роль «переводчика» этим не ограничивается: он всё время вынужден как бы высвобождать подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов).

— Как вы думаете, почему Татьяна полюбила Евгения Онегина? («Пора пришла, она влюбилась». Он – воплощение всех её девичьих романтических фантазий)

— Давайте посмотрим отношение автора к влюблённости Татьяны. Сочувствует ли он своей героине?  (Татьяна, милая Татьяна!

                                                      С тобой теперь я слёзы лью;

                                                       Ты в руки модного тирана

                                                       Уж отдала судьбу свою.

                                                       Погибнешь, милая… ).    (3гл., 15 строфа, стр.)

— Вспомните, кто первым узнаёт о том, что Татьяна влюблена? (Её няня)   Как Татьяна сообщает о своёй влюблённости?   (3 гл., 19 строфа, стр.53-54)

(Ученик) Татьяна заводит разговор с няней: седая Филипьевна ей ближе всех из домашних. В диалоге с няней она не только хорошо понимает её простую и образную речь, но и сама прекрасно говорит по-русски. Язык няни – пример образности и вместе с тем простоты народной речи, чистоты и мудрости мышления.

— Почему Татьяна решается написать Онегину письмо? (Она ему доверяет, верит в его честь, считая, что он  ей «послан Богом»)

— Письмо имеет красивое обрамление. Что это за обрамление мы сейчас и посмотрим.

(Ученик) Эпизод письма, бесспорно, принадлежит к лучшим страницам романа и по своей мастерской композиции и по своему содержанию. Простой и поэтический пейзаж обрамляет сцену письма. Это делает всю сцену с письмом необычайно поэтичной, прекрасной, музыкальной. Происходит как бы слияние молодой, чистой любви с мягким и нежным изображением природы: 

                         Настанет ночь; луна обходит

                         Дозором дальний свод небес,

                         И соловей во мгле древес

                         Напевы звучные заводит…      (3гл., 16 строфа, стр.)

                         Но вот уж лунного луча

                         Сиянье гаснет. Там долина

                         Сквозь пар яснеет. Там поток

                         Засеребрился; там рожок

                         Пастуший будит селянина,

                         Вот утро…                                (3гл., 32строфа, стр.)

— А теперь послушаем письмо Татьяны Лариной.

Чтение письма Татьяны к Онегину наизусть ученицей.

— Что самое удивительное в письме? (Искренность, бесстрашие и отчаяние любви)

(Ученик) Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. О своей любви она говорит уже в первых словах письма без всяких ухищрений, без всякого кокетства. Письмо просто, и в то же время в нём слышатся едва сдерживаемое волнение и трепет. Оно полно безусловной веры в порядочность и благородство Онегина. Татьяна понимает серьёзность и решительность своего шага:    

      Кончаю! Страшно перечесть…

      Стыдом и страхом замираю…

      Но мне порукой ваша честь,

      И смело ей себя вверяю…

Она совершает смелый шаг, резко нарушающий установившиеся в дворянском кругу нормы поведения. Влюблённая девушка первая делает любовное признание, да ещё и в письме. Как бы предвидя упрёки Татьяне со стороны читателей, Пушкин выступает в её защиту:

— В чём автор оправдывает героиню:  «За что ж виновнее Татьяна»? (За то, что «не ведает обмана / И верит избранной мечте…»)  (3 гл.,  24 строфа, стор.55-56).

— Что же происходит дальше, после того, как Онегин прочёл письмо? Как же ведёт себя Татьяна?

(Ученик) Несколько дней Татьяна ждёт с трепетом ответа. Но ответа нет. Может быть, Онегин приедет сам для объяснения? Татьяна и боится и втайне ждёт, «с утра одета», т.е. приготовившись к появлению Онегина. И вот появляется Онегин, Татьяна в испуге, она бежит в сад. Монолог Онегина при встрече представляет собой подготовленную заранее речь, что не лишает её искренности:

                                Кода бы жизнь домашним кругом

                                Я ограничить захотел;

                                Когда б мне быть отцом, супругом

                                Приятный жребий повел;

                                Когда б семейственной картиной

                                Пленился я хоть миг единый, —

                                То верно б, кроме вас одной,

                                Невесты не искал иной.        (3 гл., 13 строфа, стр.68).

— Решение Онегина не может потушить в Татьяне вспыхнувшее чувство. Почему нам и грустно, и жаль Татьяну? Что было следствие свидания?

                               Что было следствием свиданья?

                               Увы, не трудно угадать!

                               Любви безумные страдания

                               Не перестали волновать

                               Младой души…     (4 гл., 23 строфа, стр.72).

— Является ли характер Татьяны Лариной национально русским? (В тексте есть прямое утверждение национального, русского существа Татьяны:

                                Татьяна (русская душою,

                                Сама не зная почему)

                                С её холодною красою

                                Любила русскую зиму…  (5гл., 4 строфа, стр.72)

Гадание с крепостными девушками – это проявление интереса и тяготения Татьяны к национально-русскому, к установившимся в народе обычаям.)

— Как вы считаете, в чём заключается сон Татьяны?  (В предчувствии несчастья, виновником которого окажется Евгений Онегин.)

— Каким было поведение героя во сне? (Поведение героя во сне Татьяны говорит о том, насколько значительным, сильным, превосходящим окружающих, не исключая и Ленского, представляется Татьяне любимый ею человек.)

                             Он знак подаст: и все хлопочут;

                             Он пьёт: все пьют и все кричат;

                             Он засмеётся – все хохочут;

                             Нахмурит брови: все молчат;

                             Он там хозяин, это ясно…     (5 гл., 18 строфа, стр.89).

— Что явилось следствием сна? Действительно ли он предсказывал какое-то несчастье? Какое? (Дуэль и гибель Ленского.)

— Итак, происходит дуэль, на которой погибает Ленский. Онегин уезжает из усадьбы. Что происходит с Татьяной после отъезда Онегина? (Она продолжает томиться в одиночестве, тосковать, так и не переставая любить и думать об Онегине.)

Татьяна посещает усадьбу Онегина, читает его книги и раздумывает о том, что же собой представляет герой её неудавшегося романа.

                              …И начинает понемногу

                              Моя Татьяна понимать

                              Теперь яснее – слава богу –

                              Того, по ком она вздыхать

                              Осуждена судьбою властной:

                              Чудак печальный и опасный,

                              Созданье ада иль небес,

                              Сей ангел, сей надменный бес…   (7 гл., 24 строфа, стр.126)

Татьяна пришла к мысли, что Онегин вовсе не тот герой, какого она создала в своём воображении, что он не тот Онегин, к которому она писала письмо. Для Татьяны этот эпизод и весь опыт несчастной любви имеют большое значение. Ум её проснулся. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму.

— Проходит некоторое время с тех пор, как Татьяна не видит Евгения, что же происходит за это время? 

(Ученик) Проходит три года  с тех пор, как гибель Ленского прервала её отношения с Онегиным. Москва, замужество, переезд в Петербург… Татьяна стала княгиней, дамой аристократического круга.

Мы не знаем подробности о том, как сложилась жизнь Татьяны за эти годы… Её появление в последней главе романа подчёркивает большие перемены, произошедшие с ней.

  — Давайте посмотрим, как изменилась Татьяна.

                                 Но вот толпа заколебалась,

                                 По зале шёпот пробежал…

                                 К хозяйке дома приближалась,

                                 За нею важный генерал.

                                 Она была нетороплива,

                                 Не холодна, не говорлива,

                                 Без взора наглого для всех,

                                 Без притязаний на успех,

                                 Без этих маленьких ужимок,

                                 Без подражательных затей…

                                 Всё тихо, просто было в ней.   (8 гл., 14 строфа, стр.143-144)

Какое огромное расстояние отделяет эту Татьяну от той провинциальной барышни, какою мы видели её в деревенской усадьбе. Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. И с ним за годы разлуки произошли большие перемены, он многое пережил и видел.

— Какое впечатление произвела новая Татьяна на Евгения? (Он не в силах поверить, что это та самая Татьяна.)        (8 гл., 17, 19 строфы, стр.145-146)

— Как вы думаете, почему Татьяна, встретив Онегина в Москве, никак не показа своего отношения к нему? (Она себе до конца и не может нарушить данную перед Богом клятву, у неё сильно развито чувство долга, самообладания)

— Как ведёт себя Татьяна во время последнего свидания с Онегиным? Давайте посмотрим эпизод из фильма, где раскрывается последняя встреча двух героев.

  (Перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная печальным опытом.

Она отвергает любовь Онегина не потому, что больше не любит его, а потому, что не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь.)   (8 гл., 47 строфа, стр.158)

— Давайте подытожим. Что мы  сегодня узнали, о чём мы говорили. У вас на столах лежат карточки. Кто готов сразу на оценку ответить на все вопросы?

— Ранее вы сказали, что вам понравилась Татьяна, а как вы думаете, есть ли сейчас такие девушки, как она?

— Способны ли сейчас девушки жертвовать своей любовью из-за принципов и моральных устоев?

—  Встречали ли вы среди своих сверстниц девушек, которые бы тяготели к национально-русскому, которые до сих пор бы соблюдали русские традиции?

Выводы: Оказывается, любовь, даже неразделённая, способна обогатить духовный мир человека, приблизить его к идеалу. Для этого нужно выстрадать своё чувство, быть искренним. Татьяна Ларина – тип прекрасной русской женщины, воплощающей лучшие черты национального характера. Главное в её облике – «её русская душа». За эту русскую душу и любил свою Татьяну А.С.Пушкин.

Домашнее задание: Сочинение-миниатюра: «Мой идеал девушки».

                                    Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги.

  1. Внешность
  2. Душевные качества
  3. Характер
  4. Интересы
  5. Отношения в семье

Источник: http://night-school-1nvkz.narod.ru/index/0-45

Ссылка на основную публикацию